Авто

Прощайте, «Жигули»: надо ли запрещать старые авто

1 17893

В законную силу вступили поправки к Правилам дорожного движения, позволяющие местным властям любого российского города ограничить движение транспортных средств, обладающих устаревшими экологическими характеристиками, которые не соответствуют нормам так называемого экологического класса.

Теперь в ПДД появятся два знака, которые будут запрещать въезд либо всех транспортных средств, обладающих экологическим классом ниже определенного значения, например «Евро-2», либо грузовиков.

К этому наша страна шла практически целое десятилетие. И хотя вводить ограничения на ввоз старых неэкологичных автомобилей у нас начали еще 10 лет назад, сначала они касались исключительно грузовиков. И только позднее это распространилось на все остальные автомобили. Финальная черта в этой истории была подведена в конце прошлого года, с окончательным установлением запрета на ввоз в Россию транспортных средств с экологическим классом ниже «Евро-5».

Час икс

То есть изменения в ПДД, вызвавшие столь бурную реакцию общества, на самом деле лишь вишенка на тортике глобального процесса, который уже много лет назад был запущен в нашей стране. Но, как обычно, у нас ведь никто не читает документы. А между тем в регламенте Таможенного союза давным-давно прописано, что от устаревших с точки зрения экологии транспортных средств будут постепенно отказываться. И вот этот час икс настал. И конечно, нашлось немало людей, бросившихся яростно возмущаться принятым нововведением.

© ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Елена Пальм

Основной аргумент критиков поправок — опасение за благосостояние отечественных пенсионеров, которые якобы ездят исключительно на устаревших автомобилях вроде «классики» ВАЗ.

Хотя, по моим личным наблюдениям, ситуация выглядит немного иначе. На этих устаревших автомобилях у нас чаще всего передвигаются мигранты из стран СНГ. И да, приобретают такие машины они действительно в основном у пенсионеров, за очень небольшие деньги. Безусловно, пожилых людей, уже не первый десяток лет холящих и лелеющих старую «шестерку» для поездок на дачу, у нас тоже немало. Особенно в регионах.

Поэтому если речь идет именно о пенсионерах и малоимущих, которые окажутся перед фактом невозможности эксплуатации своего автомобиля, я считаю, что государство обязано предусмотреть способы оказания им помощи и поддержки, выделения льгот.

Ретро вне закона

Второй важный момент в вопросе с принятием экологических поправок и то, о чем, кажется, напрочь забыло наше правительство, — это так называемые ретроавтомобили. Дело в том, что такие машины, как правило, вообще не обладают никаким экологическим классом, так как были произведены 30 и более лет назад. И если, например, на территории Москвы будет введено ограничение по экологическому классу даже «Евро-1», ретроавтомобили просто не смогут передвигаться по городу никак иначе, кроме как на эвакуаторе. Конечно, для таких машин также необходимо предусмотреть исключение из этого правила. Над этим уже долгое время работает межведомственная комиссия под руководством бывшего главы ГИБДД Кирьянова, но результатов ее деятельности мы, увы, пока не наблюдаем.

© pixabay.com

Компенсации? Нет, мы не слышали

Подводя итог этой бессмысленной и беспощадной битве, развернувшейся в социальных сетях в последние дни, хочу обратить внимание вот на что.

Идеальных решений, которые устраивают всех, как бы нам ни мечталось, не существует. Любые управленческие решения, ограничения бьют по тем или иным группам населения. В данной ситуации, безусловно, ясно, что могут пострадать люди, находящиеся в тяжелом финансовом положении. Люди, которые не смогут быстро заменить старый отечественный автомобиль на машину с более высоким экологическим классом. И первоочередная задача государства после принятия этих поправок — создать компенсационные механизмы для таких людей. А потом уже придумывать штрафы и наказания для нарушителей. Пока этих механизмов не предусмотрено.

Тем не менее в целом я оцениваю запрет на езду в крупных городах для экологически устаревших автомобилей скорее как позитивный шаг вперед. Бесспорно, это в лучшую сторону отразится на экологии в наших городах, а как следствие, и на общем состоянии здоровья жителей мегаполисов.