Многие знают про дело «шутников», опубликовавших фотографии нацистов на сайте «Бессмертный полк Онлайн». А тем временем в моем родном небольшом городке, что в Донбассе, в ДНР, где сегодня идет война, развернулась драма не хуже.
На День Победы там установили красивую стелу «Победа». Красные буквы, стильный шрифт. Ее поставили у памятника Неизвестному Солдату, где горит вечный огонь.
Для провинциального городка, не избалованного благоустройством, эта стела сразу стала новой достопримечательностью. Сотни фотографий, сделанных рядом с ней — по одному, с друзьями и целыми семьями, в майские дни пестрели в соцсетях и рассылались по всему миру.
А утром 14 мая у этой стелы «Победа» недосчитались трех последних букв — «ЕДА».
Остроумно? Могло бы быть, если бы это не касалось сакральной темы войны.
Город вскипел. В соцсетях разразилась буря. Люди не могли понять, кому и зачем это было нужно, и главное: как рука поднялась…
Произошедшее восстанавливали по показаниям очевидцев и записям видеокамер. В 2:30 ночи трое молодых людей, двое парней и девушка, отломали буквы и унесли их к одному из них домой. К вечеру того же дня вандалов вычислили и задержали.
На следующий день МВД ДНР опубликовало оперативную съемку, где все трое каялись, что выпили лишнего и не понимали, что творили. Просили прощения у жителей города, у военных, у ветеранов. Лица на видео им скрыли.
А еще через день стали известны их имена и ссылки на их соцсети.
Оказалось — приличные ребята из нормальных семей, студенты, участвуют в общественной жизни, играют в местной команде КВН. Это та молодежь, которая считается «активом». Более того, двое из них ходили в ту же театральную студию «Дебют», что и я когда-то в школьные годы.
На фотографиях со спектаклей я увидела эту девушку в моем платье. Это мое нарядное платье, которое я, когда выросла из него, отдала в свой театр. Наверное, поэтому я так близко все это восприняла. Поэтому я уже третий день хожу и думаю: почему, ну как это возможно? Все трое — талантливые, образованные молодые люди. Один — будущий медик, девушка — художница, учится на архитектора. И с георгиевскими лентами они фотографировались, и в Москве были.
Проблема в том, что бывали они и в Киеве; по слухам, третий соучастник там даже учится. И теперь любое их высказывание или фото, оставленное в Сети и связывающее их с Украиной, дает всем однозначное объяснение произошедшего… А высказывания и изображения были, и такие, к которым есть вопросы у многих людей в ДНР.
Виноваты ли они? Или «онижедети»?
Я думаю, что к 20 годам уже должны быть понимание ситуации и чувство ответственности. И что должны быть тормоза, срабатывающие в любых ситуациях, даже если выпил пива. А если это не от спиртного, а по убеждениям — то какие вообще могут быть оправдания?
Мне очень хочется надеяться, что здесь виновны только глупость и ложное чувство безнаказанности. Потому что это происходит в моем городе, ровно там, где я сама росла и училась жизни. В Донбассе шестой год идет война. Кто, если не дети, выросшие в условиях комендантского часа, обстрелов, ограничений, должны бы всё это понимать?
Кто они теперь, после случившегося? Хулиганы? Преступники? Предатели?
Тяжелая ситуация, на самом деле. Для моего города это потрясение. Шок. Бывают, конечно, акты вандализма: выдирают новогодние украшения, ломают лавочки, воруют растения с клумб. Но поднять руку на Победу — это впервые. По пьяни, по заданию — это уже второй вопрос.
Поймет ли Город это? Простит?