История Культура

Проститутка в роли Богоматери: история одного художественного шедевра

0 9220

У художника Василия Перова есть замечательная картина «Утопленница». На ней изображена мертвая девушка и курящий трубку солдат, который как бы размышляет о ее трагичной судьбе.

В советском искусствоведении картину трактовали в духе «как безучастно смотрит царская власть на народные п****страдания». Впрочем, история картины еще круче.

У Перова есть рассказ, где он поехал в морг искать мертвую натурщицу (!), чтобы написать утопленницу. Отставной солдат, работавший (и живший!) при морге, нашел художнику подходящий труп.

Этим трупом оказалась знакомая Перову проститутка по имени Фанни. Но знакомая не в том смысле, о котором вы подумали.

Дело в том, что преподаватель Перова Васильев писал образ Богоматери, и никак не мог найти натурщицу (она должна была позировать обнаженной). Художники не придумали ничего лучше, чтобы пойти искать ее в борделе.

В итоге этой натурщицей и стала будущая «утопленница» Фанни. Однако когда она узнала, КОГО она изображает для Васильева, то невероятно рассвирепела и отказалась дальше позировать.

Так, оказалось, что проститутка более нравственна и богобоязненна, чем художники.

Впрочем, есть и другая версия. Мол, на самом деле первоисточник — картина английского художника викторианской эпохи Джорджа Фредерика Уоттса «Утопленница», написанная, как и работа Перова, на сюжет стихотворения Томаса Гуда «Мост вздохов» (1844).

При этом у Перова изображена замужняя женщина (можно разглядеть обручальное кольцо), в волосах и одежде которой запутались водяные лилии (символ чистоты и невинности).

И праздничная история про труп проститутки тут как будто бы и ни при чем. Но первая версия мне нравится куда больше.