Культура

Простодушно о России

12 801

 

Постановка «Повесть о капитане Копейкине» в «Театре Простодушных»

Впервые я увидела «Простодушных» на выставке Silentium Рауфа Мамедова в музее современного искусства в Ермолаевском переулке. Целый этаж экспозиции был посвящен постановочным фотографиям на библейские темы. Христианских героев изображали актеры с синдромом Дауна из «Театра Простодушных».

Возможно, для ярых защитников религиозных чувств, которых в нашей стране развелось в последнее время очень много, такой подход к христианской тематике кажется оскорбительным. Мол, как же так, Иисус – и даун. Но при взгляде на снимки мне лично сразу стало ясно, что художник идеально подобрал моделей для своих библейских сюжетов.

У них потрясающе искренние лица. Им не надо изображать святую простоту и наивность – они такие от рождения. Может быть, лишняя хромосома обделила их многим в жизни, но она и подарила им способность воспринимать мир открыто и непосредственно. И это очень важно помнить, глядя на них – они не несчастные и убогие, а искренние, наивные и простодушные. Разве это плохо?

И кому, как не им, рассказывать историю Гоголя об инвалиде кампании 1812 года, который поехал в Петербург снискать «государевой милости». «Повесть о капитане Копейкине» (отрывок из поэмы «Мертвые души») - первый спектакль в репертуаре «Простодушных». Он идет на сцене ТЕАТР.DOC уже 10 лет.

Постановка «Повесть о капитане Копейкине» в «Театре Простодушных»

Эту короткую историю многие, может, и забыли со времен школьной программы, но Гоголь, конечно, не зря поместил ее в свою эпопею. В ней много исконно русского, российского – искренней веры в помощь царя и надежды на помощь свыше, а также безразличия к несчастным и фразы «приходите завтра». 

«Повесть о капитане Копейкине» занимает в романе всего 6 страниц. «Простодушные» разыгрывают ее за 45 минут. Кажется, что это совсем немного, но эмоций и сил для просмотра «Капитана Копейкина» потребуется не меньше, чем для четырехчасовой классической драмы. Причина этого и в специфической речи актеров, в которую надо напряженно вслушиваться, и в их неуклюжих движениях, от которых сложно оторваться, и в подробном описании российской бюрократии, с которой знаком каждый сидящий в зале.

Иногда в традиционном театре у меня возникает неприятное ощущение – а вдруг сегодня исполнительница главной роли не в духе, и ей совсем не до игры, она просто ждет, когда, наконец, закончится осточертевший ей спектакль, как ждет окончания рабочего дня представитель любой другой профессии. В «Театре Простодушных» такое ощущение возникнуть не может – его актеры выкладываются полностью, на 100%, не жалея себя, стараясь, как дети на первом школьном утреннике. А потом долго не уходят со сцены, благодарят зал, раскланиваются и получают самое искреннее удовольствие от аплодисментов.

Постановка «Повесть о капитане Копейкине» в «Театре Простодушных»