Военно-воздушные силы США впервые с 1991 года начинают приводить свои ядерные бомбардировщики B-52 в боевую готовность, сообщил в понедельник генерал ВВС США Дэвид Гольфейн.
Boeing B-52 Stratofortress — американский многофункциональный тяжелый сверхдальний межконтинентальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец второго поколения, стоящий на вооружении ВВС США с 1955 года. На дозвуковой скорости на высотах до 15 километров он способен нести разные виды оружия, в том числе ядерное.
К взлету готов
Решение США «расчехлить» В-52 в «ядерном» исполнении связано почти наверняка с ситуацией вокруг Корейского полуострова, сказал «Ридусу» главред журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
«Здесь два момента: технологический и организационный. Генерал Гольфейн пока не уточнил, какой из них он имеет в виду. Но почти наверняка это связано именно с ситуацией вокруг КНДР, потому что с 1991 года это единственная новая угроза, ради которой имеет смысл проводить сложную и дорогостоящую работу по приведению законсервированных В-52 в рабочее состояние», — говорит он.
Техническая часть «выведения из спячки» ядерных бомбардировщиков состоит в том, что они должны быть готовы к боевому вылету в любой момент — соответственно, должны всегда быть заправлены топливом и снабжены боезарядами. Организационная составляющая заключается в подготовке экипажей, которые, как пожарные команды, будут круглосуточно находиться на дежурстве в ожидании возможного, не дай Бог, вызова.
«Конечно, американцы не бросили свои стратегические бомбардировщики ржаветь в ангарах в 1991 году, когда исчезла та угроза, для противодействия которой они и создавались: доставить две термоядерные бомбы до любой точки СССР. Их можно „оживить“ в довольно короткие сроки. И пока не планируется, чтобы эти самолеты совершали реальное боевое патрулирование. На данный момент официального приказа привести бомбардировщики в боевую готовность не поступало», — говорит эксперт.
Boeing B-52 Stratofortress© Wikimedia CommonsОднако сделать это в случае с В-52 можно быстро — потому что хотя самолет создавался еще в 1950-е годы, его конструкция позволяет загрузить в его брюхо даже самые современные ядерные боеприпасы. Это тот случай, когда простота — синоним надежности.
В тесноте и в обиде
В расконсервации далеко не новых бомбардировщиков есть совершенно определенный смысл, говорит эксперт «Независимого военного обозрения» Владимир Щербаков.
«Казалось бы, зачем американцам возиться со старьем, ведь многим из этих „птичек“ давно пора в утиль? Ответ неожиданно прост: это „старье“ — единственное, что в состоянии выполнять доставку ядерного оружия к цели в ситуации, которая складывается вокруг Корейского полуострова. И это же своего рода доказательство, что именно конфликт с Пхеньяном и является причиной этой инициативы», — сказал он «Ридусу».
Казалось бы, зачем посылать бомбить противника маломобильные, сравнительно медленные В-52, которые ничего не стоит обнаружить и сбить? Не эффективнее ли было бы ударить по резиденции Ким Чен Ына?
Парадокс происходит из-за того, что американцы после распада СССР сняли «Томагавки» в ядерном исполнении с вооружения подводных лодок и оставили на этих крылатых ракетах только обычные боезаряды, которыми они время от времени одаривают то Югославию, то Сирию. И именно В-52 остался единственным носителем этого вида ядерного оружия.
Последнюю же составляющую ядерной триады — ракеты наземного базирования — применять в ситуации вокруг Корейского полуострова крайне рискованно, подчеркивает Щербаков.
«Там слишком все тесно с точки зрения географии. Ну представьте себе реакцию в Москве или Пекине, если там получают сигнал о старте американской МКБР в сторону российской или китайской территории. Даже если из Вашингтона заранее предупредят, что ракета летит по Северной Корее, разве российские или китайские военные будут рисковать, гадая, не отклонится ли ракета от курса на двести километров, чтобы угодить вместо Пхеньяна по российскому Владивостоку или китайскому Шэньяну», — объясняет эксперт.
И, кроме того, в применении именно В-52 есть еще и элемент психологического давления, который отсутствует у ракет, добавляет он.
«Это именно хорошая видимость и неторопливость бомбардировщика. Идущий на цель В-52 с ядерными ракетами под крыльями производит несравнимо большее впечатление на противника, чем невидимые невооруженным глазом ракеты без бомбардировщика. То есть у Ким Чен Ына будет время решить, хочет ли он полюбоваться вышедшим на цель (то есть на него лично) американским ракетоносцем, или лучше все же позвонить Трампу и сообщить, что он пошутил», — заключает Щербаков.