Религия

Протоиерей Всеволод Чаплин рассказал о том, как в детстве ловил «вражеские голоса»

31 471

Отец Всеволод Чаплин в юности. © pravmir.ru

В своем интервью порталу «Православие и мир» отец Всеволод Чаплин заявил: «С восьми лет слушал "Голос Америки ", "Радио Свобода", "Радио Ватикан", "Голос Израиля", "Радио Швеции" и так далее. Мой отец тоже слушал все эти радиостанции, как и многие советские мыслящие люди, но уже в восемь лет я ловил радиоголоса самостоятельно. Более того, придя из школы, ставил приемник на окно, чтобы слышали все».

При этом отец священника Анатолий Федорович Чаплин был человеком совершенно нерелигиозным, зато являлся видным советским ученым в области теории и техники антенн, доктором технических наук. Несмотря на это, Всеволод Анатольевич самостоятельно воцерковился в тринадцать лет и влился в «диссидентскую тусовку», состоящую из людей разных религий и убеждений:

«Были люди либеральных и консервативных взглядов, были хиппи, тогда еще первые в Москве панки, любители классической музыки, любители стилизаций под архаику, кто угодно. Были стукачи. Был, увы, и криминализованный элемент: вокруг религиозных мест, посещавшихся иностранцами, крутились фарцовщики, торговцы нелегальным товаром, проститутки обоего пола, валютчики, наркоманы, наркоторговцы — люди, жившие на грани и за гранью закона. Вокруг любой неформальной тусовки всегда таких людей бывает много», — рассказал отец Всеволод.

По его словам, безбожная система советского образования пыталась оказывать на него давление.

«В школе довольно быстро узнали, что я стал верующим человеком. Я не акцентировал это, но когда меня одна учительница прямо в классе спросила: "Правда ли, что ты, Сева, связался с религиозными мракобесами? ", — я просто встал на учительскую кафедру и сказал проповедь. На этом попытки моего перевоспитания закончились. Правда, школу пришлось сменить».

По воспоминаниям Всеволода Чаплина, жизнь «диссидентской тусовки» была полна опасностей: «В некоторых местах первыми, кто вступал с тобой в контакт, были либо политические провокаторы, либо люди, предлагавшие что-то незаконное, например, наркотики или тамиздат. Знаете, все было. Психически больных было много… Тем не менее, все-таки в этом «бульоне» была значительная часть настоящей ищущей интеллигенции, жившей полнокровной жизнью. Люди встречались в самых разных местах. Иногда в большом количестве распивали алкоголь. Пиво и водку, в основном».

Отец Всеволод признался, что некоторые люди из его окружения искренне желали гибели Советскому Союзу.

«Были люди, которые бродили по московским переулкам и говорили: "Как бы было хорошо, если бы сюда упали американские ракеты, и вся эта гадость исчезла бы с лица земли, эта проклятая страна". Все то, что сейчас некоторые говорят, тогда говорилось даже иногда в более жестких выражениях, при этом сдабривалось цитатами из самиздата и тамиздата и заканчивалось пьяными разговорами на тему, когда же, наконец, Америка завоюет Россию… Кончину Брежнева мы обмывали с евреями возле синагоги».

«Сталина не любил почти никто — так же как и советскую власть. Конечно, были отдельные сталинисты. Были люди, которые являлись ультрапатриотами Российской империи. Даже были люди, которые Сталина считали слишком мягким, считали, что нужно было развязать войну с Западом и к 1946 году уничтожить Соединенные Штаты и установить глобальную российскую диктатуру. Но большинство были демократами и мечтали о том, что приедет добрый дядя Сэм и устроит здесь капиталистический рай».

«К сожалению, большинство тогдашних активных верующих молодых людей из этой среды, из московской интеллигентской богемной среды, куда-то потом исчезли. Слишком многие просто жили по принципу «перекати-поле». Очень многие погрязли в пороках. Кто-то ушел в другие религии и конфессии, прежде всего в католицизм и иудаизм. Кто-то потерял веру. Слишком многие предавались бесконечному поиску, за которым ничего не следовало», — с сожалением отметил протоиерей Всеволод Чаплин.