Умеют все-таки западные ученые (см. британские) так перевернуть научное исследование, что уже не знаешь, что и думать, — то ли это шутка такая, то ли я что-то не понимаю в этой жизни.
Вот представьте себе, что вам скажут о том, что в результате научных исследований выяснили, что зимние шипованные покрышки отнимают больше жизней, чем спасают. Как так?!
Ну да, есть спор об эффективности фрикционной резины и шипов на разных покрытиях. Есть адепты «липучки», а есть такие, как я, которые, кроме шипов, ничего не признают.
Так каким же образом шипованная резина убивает людей?
Трое исследователей в Университете Чалмерса занялись этим вопросом — Анна Фурберг, Сверкер Моландер и Рикард Арвиссон. Они применили системный подход при анализе воздействия шипованных покрышек на здоровье населения на протяжении всего их жизненного цикла.
Чтобы сопоставить положительные и отрицательные стороны шипованных покрышек, исследователи приняли во внимание число спасаемых ими жизней, загрязнение воздуха пылью, производимой ими в результате износа дороги, и выбросы, производимые при их производстве. Дополнительно они исследовали статистику дорожных аварий на небольшом горнодобывающем предприятии в Конго, производящем кобальт — важный элемент для производства шипов. На кобальт существует большой спрос, и он является одной из причин военных действий в регионе, что тоже было принято во внимание.
По оценке исследователей, при более широком определении жизненного цикла шипованных покрышек их использование в Швеции сохраняет суммарно от 60 до 770 лет человеческой жизни, одновременно отнимая от 570 до 2200 лет.
«Итоговая картина ясна: шипованная резина забирает больше жизней, чем спасает», — говорит Сверкер Моландер, профессор факультета менеджмента и экономики в Университете Чалмерса.
© masterok.livejournal.comСамый значительный вред причиняют выбросы, производимые при повреждении дорожного покрытия. Одно только это явление по своему негативному воздействию на здоровье населения перевешивает все преимущества таких покрышек. Если принять во внимание и другие факторы, то итоговый вывод очевиден.
«Мелкие горнорудные производства, где происходит много аварий и несчастных случаев, — это вторая по объему составляющая в отрицательном воздействии покрышек на здоровье. Смертность в результате военных действий в Конго — это самая малая часть, но многие аспекты этого конфликта не были включены в исследование, а он, несомненно, влияет на все общество. Мало кто осознаёт, что такие покрышки способствуют тяжелой ситуации в Конго», — говорит Анна Фурберг.
Положительный эффект зимних покрышек в основном проявляется в Скандинавии, тогда как отрицательное воздействие на здоровье сказывается за ее пределами.
«Это ясно показывает, к чему приводит глобализация производства, когда прибыль одних получается за счет ущерба других. Негативные последствия принимают не те, кто получает пользу от продукта», — говорит Сверкер Моландер.
Итак, какова должна быть реакция потребителей на это исследование? Анна Фурберг и Сверкер Моландер считают, что альтернативой являются зимние шины без шипов, в сочетании с аккуратным вождением, а также с альтернативными способами передвижения.
«Конечно, важно то, как вы водите, и чистка дорог от снега должна проводиться надлежащим образом. Большинство автомобилей снабжены электронной системой противоскольжения, обеспечивающей безопасную езду на большой скорости. Но наша работа показывает необходимость дальнейших исследований в отношении альтернатив шипованным покрышкам, которые не приводили бы к отрицательным последствиям для здоровья», — говорит Анна Фурберг.
Шипованная резина против нешипованной
Шведский исследовательский институт проблем дорог и транспорта (VTI) в двух больших докладах рассмотрел разницу сцепления с дорогой между шипованными и обычными покрышками. В них сообщается, что шипованные покрышки имеют явно лучшее сцепление при езде по льду. Но при езде по снегу разница значительно меньше. Если дорога сырая, на асфальте присутствует соль и температура около нуля, то, оказывается, торможение и управляемость шипованных и обычных колес примерно одинаковы.
Согласно выполненному в Норвегии исследованию, шипованные покрышки снижают число аварий легковых автомобилей на 2% на сухих дорогах и на 5% при снежном или ледяном покрытии по сравнению с зимними покрышками без шипов.
Согласно Шведскому транспортному управлению, основой безопасной езды зимой являются хорошие зимние шины, правильная скорость и соответствующий дорожному покрытию режим вождения. Управление подчеркивает, что автомобиль, оборудованный системой противоскольжения, с обычными нешипованными зимними покрышками, обеспечивает достаточный уровень безопасности.
В каких-то скандинавских странах же вообще шипованная запрещена. Кажется, в Финляндии?