Культура

«Провинциальные» заметки на полях современной хореографии

0 678

Спектакль “Опыт №4. Intersection”. © Театральный центр “Платформа”

Человека, не следящего за развитием современного балета и решившего проверить, куда его тащат по морозу затейники-друзья с обещанием показать «Провинциальные танцы», придавит грудой хвалебных восклицаний. Рецензии в интернете оглушительно трубят фразами, начиная от «…самый качественный, самый любимый и самый известный в мире российский театр современного танца...», «Провинциалы» вновь заставили публику смотреть на них широко открытыми глазами» и «...по умению двигаться «Провинциалы», безусловно, лучшая современная труппа «Маски...» до вовсе сказочного: «Провинциальные танцы» для Екатеринбурга – это курицы, несущие золотые яйца». Напоследок, еле живому, такому зрителю шепнут, что екатеринбургская танцевальная труппа с двадцатилетней историей уже имеет в арсенале пять премий «Золотая маска», к которым в этом году может добавиться еще четыре награды. Все это человеку намажут толстыми слоями вокруг его черепной коробки, чтобы оставить одного, растерянного, в погасшем зрительном зале. Как говорится, «клиент созрел, несите дичь!»

Спектакль “Опыт №4. Intersection”. © Театральный центр “Платформа”

Именно так и следует смотреть «Провинциальные танцы». С заведомой уверенностью в величии замысла и трепетом от встречи с большим искусством. Потому что только тогда Матс Эк и Пина Бауш, причудливая изломанная хореография и театр абсурда, которые существовали до, появятся в жизни "причащенного" зрителя после. И уже он, завороженный сначала прыжками и падениями екатеринбургских "провинциалов", а потом бескрайними полетами ног Сильви Гиллем и метафорами вуппертальского театра, будет настойчиво звать туда вас, уверяя, что современный балет, это совсем не про бледных дев в нафталиновых пачках.

Спектакль “Опыт №4. Intersection”. © Театральный центр “Платформа”

В Москве на сцене театрального центра “Платформа” екатеринбуржцы показали две своих постановки – “Опыт №4. Intersection” и “Алиби”. Премьера обеих из них состоялась здесь в декабре на 12 международном фестивале театров танца ЦЕХ. Семь исполнителей и два часа с перерывом на смену костюмов, чтобы очаровать избалованную столичную публику и, как они сами это называют, «сделать заметки на полях современной хореографии». Оказывается, для настоящей любви вполне достаточно.

Спектакль “Опыт №4. Intersection”. © Театральный центр “Платформа”

Этих двух часов на самом деле нет. Они проходят в медитативном созерцании подбрасываемых тел, углами выскакивающих колен и локтей, захлебывающихся воздухом подолов, шелестящих ступней. Поток хаотичных движений, сцепленных необъяснимой внутренней гармонией, подобно магии покачивающейся морской пены или конвульсивным маневрам стаи мелких рыб. Каблуки устремляются вверх и там, в пространстве над сценой пишут свой эпистолярный роман, который потом стирают чьи-то взметнувшиеся волосы. А в промежутках сваливающейся темноты вас возвращают из глухой несознанки голоса из другой реальности: «укушу за носик и будет больно», «говоришь, шлепнула тебя?», «Рома так высоко прыгал сейчас!», «все, я умер». Где она, эта реальность, известно, может, лишь Беккету да Ионеско.

Спектакль “Алиби”. © Театральный центр “Платформа”

«Ни черта не понятно», - скажет кто-то в ответ на сумрачные описания танцев и по привычке запишет проект «Провинциалов» в бессмысленные выдумки для хипстеров. Сколько таких обвинений формата «Пастернака не читал, но осуждаю» уже было, сколько еще будет. Главное, чтобы не равнодушие. А его точно нет. Достаточно увидеть, как один актер случайно целует в плечо другого, как уже слышишь из зала, знакомого с последними нововведениями в антигейском законодательстве: «Пять тысяч!». Тоже своего рода прорыв в другую абсурдную реальность. Уже нашу, российскую.

Спектакль “Алиби”. © Театральный центр “Платформа”