Когда нечем заняться, начинаешь фантазировать. Если есть свободное время, то фантазии могут обрести визуальный вид. Иногда я тоже балуюсь схемами на тему будущего развития сети московского метро, и уже делал пару таковых в прошлом. Но пришло время посмотреть на перспективы из современности.
За основу я взял одну из схем развития метрополитена от 2018-го года. Здесь чёрным цветом показаны четыре «хорды». Трассировки для действующих, строящихся и проектируемых линий я никак не менял, но возможны мелкие неточности: схема создавалась в конце 2019-го года, поэтому с тех пор ряд «посадок» станций и трасс линий изменились.
Также здесь показан вариант Бирюлёвской линии через Царицыно, которого не будет. Однако пока что есть возможность переделать линию, так как, по слухам, денег на неё у города ещё нет, как и составляющую ей пару Рублёво-Архангельскую. Но я хочу заострить внимание не на мелкие детали, а на само предложение в целом как системы хордовых линий, составляющих некий пересадочный контур а-ля отменённую систему, ставшую северной частью Большой Кольцевой линии.
Итак, вот четыре линий, составляющих систему из четырёх хорд:
Система охватывает районы города Москвы, лишённые на данный момент линий метрополитена и по большей части основана на технических зонах, либо предложениях по трассировкам для новых линий.
Основное отличие схемы от официальных планах заключается в отказе от планируемого соединения Троицкой и Некрасовской линий. Вместо этого предлагается продление Некрасовской линии в центр города по трассе от станции «Нижегородская» к станции «Калитники» (пересадка на МЦД-2) в районе улицы Рогожский посёлок, далее к станции «Рогожская», третьей в узле с «Римской» и «Площадью Ильича» Люблинско-Дмитровской и Калининской линий соответственно и пересадочным узлом Серп и Молот МЦД-2 и МЦД-4.
Далее линия идёт к станции «Волочаевская» («Кристалл»), после чего по отменённой трассировке Большой Кольцевой линии (Третьего Пересадочного Контура) приходит на станции, пересадочные «Бауманской» Арбатско-Покровской и «Красносельской» Сокольнической линий. Потом следует станция «Рыбинская» у одноимённых улиц и Сокольнического вала, после чего минуя пересечение с Большой Кольцевой линией (пересадки нет) следует станция у платформы Москва-3 Ярославского направления и МЦД-5.
Следующие станции являются пересадочными на станции «Алексеевская» Калужско-Рижской и «Бутырская» Люблинско-Дмитровской линий. Далее поворот к «Тимирязевской» Серпуховско-Тимирязевской линии и станции МЦД-1 и Савёловского направления. Следующая станция «Сельхозакадемия» расположится в районе пересечения улиц Тимирязевская и Прянишникова, после чего следует станция «Коптево», пересадочная на МЦК.
Следующие станции — «Онежская» в районе одноимённой улицы, «Беломорская» с пересадкой на Замоскворецкую линию и «Свободная» вблизи выхода улицы Свободы ко МКАД, пересадочная на перспективную станцию на Таганско-Краснопресенской линии при её продлении в Химки. Линия уходит на север в районы Куркино и Молжаниново с конечной у одноимённой платформы на Ленинградском направлении и МЦД-3.
Трассировка Троицкой линии, в целом, не меняется. За исключением того, что в моей схеме рассматривается одно из предпроектных предложений по ведению её от строящейся станции «Севастопольский проспект», которая будет пересадочной на «Крымскую» МЦК, не к «ЗИЛу» для пересадки на Рублёво-Бирюлёвскую линию и снова на МЦК, а к станциям «Технопарк» Замоскворецкой линии и «Остров мечты» Рублёво-Бирюлёвской.
Считаю, району бывшего ЗИЛа достаточно одной станции метро и одной станции МЦК, к тому же недалеко есть «Автозаводская» Замоскворецкой линии и также рядом узел «Технопарк» — «Остров мечты». Плюс такого варианта — исключается дублирование МЦК хотя бы на этом участке.
Далее линия идёт через пересадочные станции с «Кожуховской» Люблинско-Дмитровской и перспективной станцией «Угрешская» Таганско-Краснопресненской линии, в последнем случае необязательно делать пересадку на МЦК, так как она будет на следующей станции «Нижегородская», третьей в соответствующем узле и пятой, если считать станции МЦК и МЦД-4, Горьковского направления.
Далее линия уходит к станции Чухлинка (прежнее название — Перово) Казанского и Рязанского направлений и МЦД-3, после чего к пересадочной на «Перово» Калининской линии станции. Линия уходит вдоль шоссе Энтузиастов в город Балашиха Московской области.
Сколково-Ярославская линия базируется на предложениях по строительству данных составных частей в соответствующие районы Москвы. В Сколково я предлагаю разместить две станции, далее станцию «Беловежская» в районе одноимённой улицы и «Можайская» в районе пересечения одноимённого шоссе и Рябиновой улицы. Далее можно провести трассировку с отклонением к пересадочной станции «Давыдково» Большой Кольцевой линии, так и без него, как нарисовано на схеме.
Следующая станция — «Славянский бульвар», пересадочная на Арбатско-Покровскую линию и Белорусское/Смоленское направление, МЦД-1. После линия уходит на север к «Багратионовской» или «Филёвскому парку» Филёвской линии, дабы потом выйти к станции в районе одноимённого Филёвского бульвара и улицы Мясищева.
Потом трасса линии использует отменённую трассировку Большой Кольцевой линии со станциями «Карамышевская» вдоль улицы Народного ополчения, пересадка на Большую Кольцевую линию, «Октябрьской поле», пересадка на МЦК «Панфиловская» и Таганско-Краснопресненскую линию. Дальше по возможности либо через станцию, пересадочную на «Сокол» Замоскворецкой линии, либо по другому варианту — на «Войковскую» той же линии.
Далее следует станция «Красный Балтиец» под одноимённым стадионом и рядом с одноимённой платформой МЦД-2 и Рижского направления, затем к «Тимирязевской», где устраивается пересадка на Серпуховско-Тимирязевскую и Молжаниновско-Некрасовскую линии и платформу Тимирязевская МЦД-1 и Савёловского направления.
За ней следует станция «Фонвизинская», пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию и переносимую платформу Останкино Ленинградского направления и МЦД-3. Следующая станция «Останкино» («Телецентр») расположится вдоль одноимённого пруда и сквера (московский монорельс к этому моменту будет уже разобран). Потом линия подойдёт к станции «ВДНХ» Калужско-Рижской линии, где будет предпоследняя пересадка, а последняя — на станцию МЦК «Ростокино». Трассировка уходит на север с тремя станциями на Ярославском шоссе. Возможно дальнейшее продление за пределы города в подмосковные города Мытищи и Королёв.
Если подытожить описание системы, то после её реализации город получит систему дополняющих друг друга линий, направленных в те периферийные зоны, которые не имеют сейчас линий метрополитена, но они проектируются или планируются для реализации в данных районах. В частности, хордовая система обеспечивает доступность линиями скоростного транспорта такие районы, как Сколково, Можайский, Коптево, Ярославский, Молжаниново, Куркино, микрорайоны Сокольнического вала, Волочаевской улицы, шоссе Энтузиастов и Филёвского бульвара.
Здесь решена коллизия с вариантами продления Некрасовской линии либо для соединения с Троицкой линией, либо для поворота на шоссе Энтузиастов. Предложен ряд решений, чтобы исправить существующие ошибки: пересадка двух новых хордовых линий в узле «Технопарк», трассировка Бирюлёвской линии через Царицыно (на мой взгляд, власти не просчитывают эффект после запуска МЦД-5, который при грамотной трассировке разгрузит Замоскворецкую линию, да и бирюлёвцы явно предпочтут «прямую» железную дорогу «кривой» линии метро).
Вот такой «прожект» я набросал в конце 2019-го года, но не успел опубликовать его нигде. А что вы думаете о таком моём предложении? Пишите своё мнение, и я уверен, что основными претензиями будут «глухие пересечения», которые не так уже и сложно поправить. Может быть, добавить станцию на Звёздном бульваре между «Бутырской» и «Алексеевской»? Что нужно сделать с линией в Капотню? Может быть, соединить с Филёвской? Давайте подискутируем!