Депутат Государственной Думы РФ Виталий Милонов выступил с призывом запретить распродажи по «чёрным пятницам» и даже не использовать сами эти слова, как разрушающие традиционные ценности и приводящие к психологическим зависимостям. Но так ли страшна «чёрная пятница», как кажется парламентарию? В вопросе вместе с «Ридусом» разбирался психолог и коуч Александр Кичаев.
28 ноября Милонов выступил с осуждением погони за скидками в «чёрные пятницы» как не православной, «ЛГБТ*-подобной» и ведущей «к разводам, к самоубийствам, к зависимости запрещёнными веществами, алкоголизму и депрессии»:
«С каждым годом в наше общество всё мощнее и мощнее ввинчивается нейролингвистическая девиация под названием „Чёрная пятница“, по сути дела некий призыв, некий чёрный флажок для того, чтобы люди оставили рассудок, несмотря на кредитную нагрузку и, может быть, не совсем позволяющий бюджет, бежали якобы за бешеными скидками», — сказал парламентарий.
Чтобы остановить «безумный бум», Милонов призывает запретить не только скидки по «чёрным пятницам», но даже употреблять само словосочетание. Тем не менее Александр Кичаев сообщил, что от пятничных распродаж есть и определённая психологическая польза:
«"Чёрная пятница» нужна обычному человеку как способ разрядки и ощущение того, что в его жизни происходит какое-то событие. Это даже терапевтично — предоставить людям такую возможность», — высказался Кичаев в беседе с «Ридусом».
Такой «терапевтический» эффект «чёрных пятниц» психолог объяснил возникающей у покупателей «ассоциацией с халявой», которая позволяет им ощутить покупку пусть даже с незначительной скидкой как победу:
«Может даже их маркетологи обманут и там особых скидок не будет, но ощущение, что „я смог сэкономить“, даже бьет по эго — в хорошем смысле этого слова. Оно создает ощущение удачливого человека», — добавил Александр Кичаев.
В последние годы в пользу запрета «чёрных пятниц» высказываются политики, экоактивисты и учёные и за рубежом — например, во Франции и Нидерландах.