Кино

Путь к Звезде: направо от Марса, сразу за Русалкой

0 489

Первая работа Меликян назвалась «Анданте» (1998) — и не факт, что вы найдёте её сейчас в сети, разве что очень постараетесь. Впрочем, это всего лишь учебный этюд, которого не всякого и заинтересует: тут важно было лишь выстроить кадр и грамотно взаимодействовать с музыкой. А вот «Полетели» (1999) — это уже и правда интересно: юноша-инопланетянин зовёт приглянувшуюся ему девчушку на Луну — а она верит и собирается. Мило, бодро, свежо. В главной роли — студентка Нелли Уварова.

Если «Полетели» — это был симпатичный, но всё же анекдот, то «До востребования» (2001) — это уже прорыв и в повествовательном, и в изобразительном планах. История про то, как студентка, подрабатывающая курьером, в перерывах между делом следит за мужчиной сильно старше себя (киновед Дмитрий Салынский), обрамлена забавными завитушками и получается не про одну только девушку, а про девушек вообще. С тех пор любовь к неподражаемым лицам, смешным репликам и оригинальным визуальным гэгам (как и к вещающему о чём-то своём телевизору) — главная черта авторского стиля Анны Меликян.

Короткометражный «Контрабас» (2002) вызвал у появившихся поклонников молодого режиссёра смешанные чувства — возможно, поэтому его тоже нет, кажется, пока на YouTube (но вы без проблем найдёте его «В Контакте»). Зато не заставил себя ждать полный метр — «Марс» (2004), в котором Гоша Куценко исполнил нехарактерную для него драматическую роль. Боксёр, переживающий непростой период, уезжает ото всех, куда глаза глядят — и попадает в городок под названием Маркс, где вокзальная буква «к» просто перегорела. Те, кто до сего момента про Меликян ничего не знал, тут же принялись сравнивать фильм с Кустурицей, но были правы лишь отчасти. Анна — она сама по себе такая, и банальности, под необычным ракурсом превращённые в изюминки, — ещё одна отличительная особенность её режиссёрского почерка.

После показа «Русалки» на «Кинотавре» (2007) Меликян из новичков тут же выбилась в лидеры: картина очаровала едва ли не всех, хотя главный приз ей тогда не достался. Все сливки, включая и «Нику» за лучшую женскую роль, взяла Маша Шалаева, без которой этого фильма и не было бы вовсе. История про лишённую голоса Алису, заговаривающую после спасения принца с лицом Евгения Цыганова, лишь в самой малой степени была основана на сказке Андерсена, хотя и имела с ней общий трагический финал. За что автору, конечно, досталось: зачем влюблять нас в героиню, а потом бац!.. Впрочем, как и с Чапаем, всякий раз, когда смотришь фильм (а очень трудно переключить канал, если его повторяют по телевизору), веришь, что всё обойдётся — и она непременно «выплывет». Картину выдвигали от России на «Оскар», что было, конечно, здорово — и жаль, что радость не увенчалась в итоге номинацией.

Мотивировать последовавший затем перерыв можно как рождением дочери (которой была посвящена «Русалка»), так и требовательностью автора к материалу. В ожидании темы для нового полного метра пришла идея для ещё одной короткометражки — и тут очаровательный романтик неожиданном обернулся прожжённым циником. «Про любовь» (2011) — непрекращающийся диалог на пикантную тему, вызывающую нервные смешки у взрослой публики (детям смотреть не рекомендуется). Играют Фёдор Лавров и Вильма Кутавичюте, позже развившая образ роковой красавицы в «Восьмёрке». Учитывая, как далека эта работа от «прошлой Меликян», с неё можно отсчитывать новый этап в творчестве уже зрелого мастера.

Раззадорившись, Анна решила продолжить путь по «скользкой дорожке» — и в ленте «Про любовь 2» (2014) своих героев и вовсе уложила в постель голыми. Мужчина (сам себе режиссёр Павел Руминов, монтировавший, кстати, нижеследующую «Звезду») и женщина проводят день за игрою в правду — а правда их интересует, опять же, преимущественно интимного характера. Несмотря на то, что это откровенный «пустячок», картина вмиг нашла своих поклонников (тем более что сегодня короткий метр продвигается куда лучше, чем десять лет назад) и дала повод к третьей «пролюбовной» серии — которая уже снята и вскоре будет представлена миру.

И вот — «Звезда» (2014), ещё одна трагическая история про ожидание смерти с улыбкой на устах, упакованная в привлекательную обёртку с узорами и бантиками. При всех элементах сегодняшнего дня к реальности этот сюжет имеет, кажется, очень малое отношение, но те, кто настроен поверить, что богатые тоже плачут, и сами с радостью прослезятся. Среди последних оказалось и жюри «Кинотавра», присудившее Анне Меликян приз за лучшую режиссуру — и это самая высокая её (на настоящий момент) полученная в России награда.

Фильм Анны Меликян «Звезда» уже в прокате.