Большое кольцо Московской железной дороги, также известное как Большая Московская окружная железная дорога (БМОЖД или БМО) и Большое Московское кольцо (БМК) — окружная железная дорога вокруг основной части Москвы, проходящая по территории Москвы, Московской и Владимирской областей на расстоянии 30—120 км от МКАД. Длина дороги составляет более 580 км.
Основное назначение БМО — разгрузка Московского узла в черте города от транзитных грузовых поездов и пропуск транспортных потоков между всеми магистральными железнодорожными направлениями столицы, минуя основную часть Москвы.
Условно годом рождения дороги считается 1870, когда был открыт участок Воскресенск - Егорьевск. До сих пор ведутся работы по перестройке дороги.
БМО условно разделён на 17 участков (перегонов), о.п. (остановочный пункт) Новогромово находится на участке Бекасово - Столбовая.
1▼
На кольце осуществляется в основном грузовое движение, но существуют и пассажирские перевозки — поезда дальнего следования и пригородные электропоезда. Пригородное сообщение осуществляется преимущественно для перевозки сотрудников железной дороги, но есть участки, где основные пассажиры — жители близлежащих населенных пунктов. Летом вагоны часто заполняют дачники, проезжая до станций радиальных направлений.
2▼
Интересен отсчёт километража на БМО: он ведется отдельно на четырёх участках (не путать с делением на перегоны!), станциями стыковки различных нумераций являются Александров-1, Яганово, Орехово-Зуево, Воскресенск, Ильинский погост. Поэтому названия платформ «N-й км» нельзя сравнивать относительно друг друга с разных участков.
3▼
Подвижной состав БМО продиктован типом эликтрификации: постоянный ток напряжением 3 кВ. Поэтому основные грузовые локомотивы – ВЛ10 и ВЛ11 различных модификаций, а также пассажирские электрички, в основном серии ЭР2. Тепловозы на БМО более редкие гости.
4▼
За время 2-х часовой фотопрогулки мне повстречались следующие экземпляры: электровозы ВЛ10, ВЛ10У, ВЛ10К, ВЛ11(8) и электричка ЭР2Р.
5▼
ВЛ10: (на заглавном фото) магистральный грузопассажирский электровоз постоянного тока. Выпускался Тбилисским и Новочеркасским заводами с 1961 по 1977 годы. Интересна расшифровка аббревиатуры ВЛ - Владимир Ленин. За всё время построено 1899 локомотивов этого типа.
Некоторые технические характеристики, которые могут быть интересны не специалистам:
масса - 184 тонны
длина - почти 33 метра
высота - от 5 до 7 метров, в зависимости от положения токоприёмника
конструкционная скорость - 100км/ч
ВЛ10К: модернизированный на Челябинском электровозоремонтном заводе ВЛ10. Основные изменения - форма кабины, система управления двигателями и прочая электрика.
6▼
ВЛ10У: (У - утяжелённый или усиленный) отличается от ВЛ10 увеличенным весом (200 тонн) для лучшего сцепления колёс с рельсами. За всё время построено 982 локомотива этого типа.
7▼
ВЛ11(8): спроектированный на Тбилисском заводе локомотив, большей по сравнению с ВЛ10 мощности и с возможностью работать по Системе Многих Единиц - СМЕ (когда несколько секций от разных электровозов соединяются в один для увеличения можности). Конструктивно многие детали взаимозаменяемы с ВЛ10 (и ВЛ80, который является электровозом переменного тока). За всё время построено 259 локомотива этого типа (всех серий ВЛ11 – 1297).
8▼
Электрички на БМО ходят, естественно, нечасто. За сутки - несколько поездов, и, естественно, не по полному кругу. Однако в теории за сутки можно полностью объехать кольцо с пересадками, если не будет задержек поездов.
Единственная увиденная нами электричка ЭР2Р-7016 (Электропоезд Рижский) везла всего 3х пассажиров и человек 10 путевых рабочих железной дороги... При этом в составе было аж 8 вагонов.
Некоторые технические характеристики, которые могут быть интересны не специалистам:
масса - от 40,5 до 58 тонн, в зависимости от типа вагона
длина 1 вагона - 19,5 м
высота - от 5 до 7 метров, в зависимости от положения токоприёмника
конструкционная скорость - 130км/ч
Всего построено 89 составов / 1024 вагона.
9▼
Вокруг ЖД полотна тоже можно найти немало красоты. В перерывах между проходами составов милое дело поползать в откосах :)
10▼
11▼
После посещения БМО родилось желание более обстоятельно поездить и поснимать этот объект, возможно даже попробовать преодолеть полный круг. Но это скорее всего в теплый сезон.
Много интересного про БМО можно найти в блоге Александра Каменского .