Общество

Путин призвал ограничить количество детей мигрантов в школах

0 16997

Президент РФ Владимир Путин призвал не допустить в России ситуации, характерной для некоторых европейских стран и США, когда число детей мигрантов в школах достигает такого уровня, что местные жители своих детей оттуда забирают. «Там образуются школы, которые фактически на 100% укомплектованы детьми мигрантов. В России ни в коем случае нельзя допустить развития событий подобного рода», — сказал он во вторник на заседании Совета по межнациональным отношениям.

По словам президента, доля детей мигрантов в начальных учебных заведениях должна позволять не формально, а глубоко адаптировать их к российской языковой и культурной среде. Позднее Путин предупредил, что соответствующие требования будут содержаться в перечне поручений по итогам встречи.

По оценке Минпросвещения, сегодня в российских школах учатся 140 тысяч детей мигрантов, рассказала на том же заседании глава комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Она предложила создать в России единую систему учета детей мигрантов, которая должна показывать их точную численность в стране и то, нужны ли им какие-либо меры социальной поддержки, пишет «РБК».

Работа на перспективу

Долю иностранных учащихся, которые не адаптированы к местной культуре, действительно необходимо регулировать, чтобы не допускать слишком большого количества таких людей в российских учебных заведениях. Они должны быть распределены более или менее равномерно, чтобы не получалось так, что в одной школе вообще нет детей иностранных граждан, а в других школах их очень много, считает директор информационно-аналитического центра «Прогноз» Юрий Московский.

По словам эксперта, недопустимо создание школ по национальному признаку, где слишком много детей другой культуры и они общаются преимущественно друг с другом на родном языке, в результате плохо усваивают русский, их интеграция не происходит в том объеме, в каком это должно быть.

Если 10-15% детей другой культуры — это уже проблема для школы. Если пятая часть детей (таких школ немного, но они есть), условно говоря, из какого-либо региона, которые плохо говорят по-русски, это для учителя проблема колоссальная, — сказал аналитик «Ридусу».

Но в целом ситуация пока далеко не так тревожна, как может показаться, уверяет он, и проблема стоит не так остро, как в том же Берлине или Париже. Так, по данным эксперта, в Москве несколько лет назад было около 25 тысяч детей иностранных граждан (при общем количестве школьников в районе 1,3 миллиона). Сейчас это число уменьшилось в связи с отъездом людей из-за пандемии. Причем это не означает, что ребенок является иностранцем: один из его родителей может быть и российским гражданином. Собственно детей-иностранцев (с не российским гражданством) было около 2,5 тысяч.

Основные точки сосредоточения иностранных граждан — Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Довольно много мигрантов есть в южных регионах. При этом нужно учитывать, что среди них значительная часть — представители русской культуры (выходцы из Украины, Белоруссии и других бывших республик СССР), которые просто не успели принять российское гражданство. В общую статистику зачастую попадают и приезжие из других областей страны.

То есть люди, которые плохо адаптированы и интегрированы, в российских школах, конечно, есть, их необходимо обучать. Но речь не идет о сотнях тысяч детей, — подчеркивает эксперт.

Немаловажный вопрос заключается в том, как именно регулировать численность определенной категории учащихся в учебных заведениях. Детей записывают в школы по месту жительства, а его выбор продиктован в основном финансовыми возможностями родителей. И что им делать, если во всех школах района ребенка откажутся брать, куда его везти — на другой конец Московской области?

Когда пандемия спадет, детей иностранцев в России станет больше, и к этому надо готовиться, отмечает Юрий Московский. Чтобы не повторить печальный опыт западных стран, нужны превентивные меры. Так что вопрос поднят абсолютно правильно, но решать проблему надо не только запретительными методами. Речь не идет о том, чтобы выгнать из школ тех, кто там учится, подчеркивает эксперт. Главное, чтобы именно так это и было воспринято, чтобы не случилось перегибов на местах.

Культурный мостик

© Владимир Гердо/ТАСС

Россия не просто многонациональное государство. При всех различиях в корнях и вероисповедании населяющие ее народы имеют единый культурный базис, говорят на одном языке и понимают друг друга, и это важно сохранить, соглашается директор Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика» кандидат педагогических наук Михаил Чураков.

Сегодня в крупных мегаполисах, часто в промзонах или вокруг рынков, складываются территории с высоким уровнем присутствия мигрантов. Нередки ситуации их компактного проживания и в сельских районах, указывает эксперт. И так как школы работают по месту жительства, дети, для которых русский язык не является родным, могут составлять здесь половину и даже большую часть класса.

При этом дома у них по-русски могут не говорить, и они часто находятся под влиянием патриархальных, религиозных моментов, которые в современной светской российской культуре как минимум вызывают недоумение, а как максимум могут быть почвой для конфликтов. При этом приводить в школу иностранцы детей могут, но не обязаны, — уточняет аналитик.

Западный путь (с замкнутыми анклавами, расовыми или национальными гетто, необразованным и не говорящим на государственном языке асоциальным населением) ему представляется не слишком удачным.

Дети — это будущее, напоминает Михаил Чураков, и стране нужны приверженные общей русской культуре граждане разных национальностей. Те, кто с гордостью могут сказать: я русский таджик, русский узбек, русский армянин. Для этого, по словам эксперта, детей нужно в школы привлекать. С ними должна вестись глубокая ассимиляционная работа. Нужны специальные программы, учебники, подготовка педагогов. Работа должна вестись на широком социальном поле, различными службами.

Искомый результат — дети, воспитанные в культуре нашей страны, являющиеся мостиком в их семьи. Такая работа школой уже ведется, но президент совершенно прав, выделяя это направление работы как особую задачу, нуждающуюся в ориентирах и системном подходе, — заключает эксперт.