Принято считать, что алкоголь регулярно употребляют только люди. Возможно, человечество действительно превратило этот процесс в своеобразный вид искусства, но в целом Homo sapiens вовсе не является таким уж исключением. Новое исследование показало, что алкоголь встречается в природе почти в каждой экосистеме на Земле, и вполне вероятно, что большинство животных, которые питаются сладкими фруктами и нектаром, регулярно употребляют это опьяняющее вещество.
«На самом деле этанол встречается в природе в большом количестве», — говорит Анна Боуленд, исследователь из команды Университета Эксетера, которая проанализировала большой массив научных работ о животных и алкоголе. Ученые пришли к выводу о «разнообразном круге» видов, которые включили этанол в свой рацион и адаптировались к нему, как правило, благодаря ферментированным фруктам, сокам и нектару.
Этанол появился в изобилии на Земле около 100 миллионов лет назад, когда цветущие растения начали производить сладкие плоды и нектар, способные к брожению. Содержание алкоголя в них, как правило, невелико и составляет от 1 до 2% по объему, но в перезрелых плодах пальмы его концентрация может достигать 10%.
В ходе одного исследования дикие шимпанзе в юго-восточной Гвинее были засняты на камеру за поеданием алкогольного сока пальм рафии. А паукообразные обезьяны на острове Барро-Колорадо в Панаме неравнодушны к насыщенным этанолом желтым фруктам момбин, которые, как выяснилось, содержат от 1 до 2,5% алкоголя.
«Появляется все больше доказательств того, что люди пьют не в одиночку», — пишут авторы в журнале «Тенденции в экологии и эволюции».
Приводит ли употребление природного этанола к пьянству — это другой вопрос. Существует множество историй о нетрезвых животных: от слонов и бабуинов, объевшихся плодами марулы в Ботсване, до лося, которого нашли застрявшим на дереве после того, как он наелся перебродивших яблок в Швеции. Но, по крайней мере, ни в одном из этих случаев содержание алкоголя в животных или фруктах не измерялось.
Плоды марулы
© YouTube
Многие животные, по-видимому, обладают впечатляющей толерантностью к алкоголю. Несмотря на «колоссальное потребление этанола» перохвостыми тупайями, ученые не обнаружили никаких свидетельств того, что эти животные были в состоянии алкогольного опьянения, хотя признали, что «неясно, как бы повела себя нетрезвая тупайя».
Животные, которые регулярно употребляют ферментированные продукты, как правило, быстро усваивают алкоголь, что избавляет их от его худших последствий. Но звери, которые сталкиваются с этанолом реже, могут страдать от последствий. Тесты на кедровых свиристелях, которые погибли, врезавшись в заборы и другие конструкции, показали, что они летали в состоянии алкогольного опьянения после того, как наелись перезрелых ягод бразильского перечного дерева.
«Опьянение вредно в условиях, когда вы боретесь за выживание», — констатирует Боуленд.
Возможно, наиболее сильное воздействие алкоголя наблюдается на насекомых. Самцы плодовых мушек обращаются к нему, когда их отвергают в качестве партнера, в то время как самки близкородственных видов становятся менее разборчивыми в выборе партнеров и после употребления алкоголя вступают в половую связь с большим количеством самцов. Плодовые мушки откладывают яйца в продукты, богатые этанолом, что защищает их от паразитов.
Ранее в этом месяце исследователи под руководством Эрана Левина из Тель-Авивского университета обнаружили, что восточные шершни, возможно, являются единственными животными, способными употреблять неограниченное количество алкоголя без каких-либо побочных эффектов. «Они могут принимать до 80% раствора этанола без каких-либо негативных последствий для их смертности или поведения», — сказала автор исследования доктор София Бушебти.
«Если не считать плодовой мушки, мадагаскарской руконожки и медлительного лори, неясно, предпочитают ли животные пищу, содержащую этанол», — сказал The Guardisn Мэтью Карриган из Колледжа Центральной Флориды, который работал над обзором вместе с Боулендом.
Теперь ученые хотят выяснить, предпочитают ли животные в дикой природе пищу, содержащую этанол, или едят ее только тогда, когда уровень этанола слишком низок, чтобы его можно было обнаружить, или когда трудно найти неферментированные фрукты.