Наверное, вам приходилось встречать подобных персонажей. И, скорее всего, где-нибудь в южных курортных городках. Например, на набережной Ялты или в Коктебеле. Идете вы так однажды по тенистой улочке, никого не трогая, а тут бац: из-за поворота вам на встречу прекрасное видение - то ли княжна, то ли графиня из прошлого века. Платье до пола, шляпка-перья-кружева!.. И обязательно - зонтик от солнца...
Вот и мне однажды такое повстречалось. Да и не на югах вовсе, где вполне ожидаемы пожилые актрисы из «Вишневого сада», а в двухстах километрах севернее Москвы, в одном из городков «Золотого кольца» России.
Пару дней я к ней приглядывался. Пытался даже понять логику ее преображений. К утреннему теплоходу, идущему из Москвы в Санкт-Петербург, она вышагивала по набережной в образе гранд-дамы, словно оживший экспонат местного музея «Городского быта» (кстати, такой в этом городе действительно есть!), к вечернему теплоходу, идущему в Москву из Санкт-Петербурга, - она уже была женщиной-вамп. А утро следующего дня моя визави встречала в образе корнета из «Гусарской баллады» Эльдара Рязанова - не меньше!.. Уже потом, познакомившись и договорившись о съемке, я узнал, что в запасе у Кристины, а именно так затейливо ее и звали, - еще пара десятков костюмов, сделанных ею самой и исключительно вручную - ножницами и иголкой с нитками.
На иностранцев, прибывающих в этот город на белоснежных теплоходах, она производит неизгладимое впечатление – с ней перемигиваются, заговаривают. И нет заезжего фотографа, который бы не увез с собой пару ее снимков на фоне старинных соборов или набережной Волги. Что говорить – бесспорно яркая она фигура для этого скромного провинциального городка.
А начались эти «прогулки» или «выходы в свет» еще с мамы Кристины, которая так же, как и дочка, была большой модницей. Так и гуляли они под ручку, собирая любопытные взгляды туристов, злые подначки местных пацанов и язвительные реплики женской части городка. И рукодельные навыки, и искреннюю страсть к самолюбованию Кристина получила тоже от мамы. А докрутила «до ума» и разнообразила свои способности уже сама, с помощью журнала «Гламур», который и стал центром ее мирозданья.
И тут мы подходим к самому главному: великой силе «глянца» - так называемой глянцевой или бульварной прессы, что иногда почти одно и тоже. Конечно, мне и раньше было понятно, и ясно сейчас, что вокруг нас полно народа, которого за уши не оттащишь от глянцевых журналов или телепередач не пойми о чем, типа «Дома-2». Но вот, чтобы встретить вживую такого человека и иметь счастье с ним общаться несколько дней, – так это впервые. Зато какие я открытия для себя сделал, какие откровения услышал из уст простой девушки, твердо решившей стать принцессой!
Например: «Легко быть гламурной леди Божене Рынской, живущей в Москве. А попробуйте стать такой где-нибудь в провинции, где одни придурки, алкаши и завистники…». Или: «Настоящей даме совсем не обязательно работать или вообще что-либо делать. Нужно просто выглядеть, как надо, и тогда обязательно найдется тот, кто тебя оценит…». Насчет последнего – спору нет. Но для себя Кристина уже практически определилась с тем, кто будет этим счастливцем. Только не смейтесь: это - принц Генри (Гарри) Уэльский!..
Без капли иронии, на полном серьезе, Кристина считает, что ее руки и внимания достоин исключительно отпрыск королевской семьи. И не важно, что он понятия не имеет о ее существовании, а сама Кристина вряд ли получит возможность когда-либо предстать перед принцем Гарри, скажем, на балу в Виндзорском дворце. В горячо любимом ею журнале с картинками из роскошной жизни ведь пишут, что чудеса случаются. А значит, в них надо не только верить, но и ждать, совершая ежедневный променад по маршрутам иностранных туристов.
Признаюсь, чем больше общался с Кристиной, тем чаще думал: а «все ли у неё дома»?.. Ходил вместе с ней в церковь, к дальним родственникам, на могилку ее матери и все пытался понять: когда и в чем она настоящая, а когда - играет. Советовался даже по этому поводу со знакомым врачом-психиатром. Но всякий раз убеждался, что не играет она – такая и есть! Живет в воображаемом мире
и ничуть не парится по этому поводу…
Также просто, на грани инфантилизма, относится она и к бытовой стороне своей жизни. Работы нет и не надо – на жизнь хватает от сдачи квартиры. Мама умерла, а дачка-сад, в которой проходило счастливое детство, - сгорела. Ни друзей, ни близких родственников не осталось, а все наследство – дедовы медали да гараж, в котором и хранит свои наряды Кристина…
И если рассуждать с точки зрения обывателя, то ведет себя она глупо и крайне не рационально. Ну кому и что она тут может доказать?.. И признаюсь, я сам, размышляя над этой историей, чуть было не скатился к простому и ожидаемому выводу: дескать, нужно с детства читать хорошие книжки, а не журналы с картинками!.. Но вовремя остановился, задав себе вопрос: а разве желание выделиться – не есть проявление индивидуальности? Что само по себе уже является достоянием для любой самодостаточной личности.
Разве умение искусно копировать, буквально на коленке, элементы от «Gucci» или «Armani», а затем собирать все подсмотренное в собственное решение - не свидетельство определенной развитости, смекалки и фантазии? Да, конечно! И в конце концов, девушек в кокошниках в этом городе – не один десяток, встречают те же теплоходы, как и положено, с хлебом и солью. А вот взгляд почему-то при этом задерживается именно на Кристине, прогуливающейся неподалеку…
Ну да, при этом она жутко, безнадежно асоциальна. Ее мало кто и что волнует вокруг. И открытия кружка моды для девочек в местном Доме культуры от нее, боюсь, не дождешься…
Да и ладно! Не всем же быть полезными членами общества. Кто-то ведь должен просто привносить в этот мир краски и разнообразие, улыбку и остроту уже фактом своего существования. Быть неудобным - но ярким, неловким - но самобытным. И пусть это покажется кому-то натяжкой, но известный питерский гений-математик Перельман – из того же теста, что и Кристина.
И чертовски прав был пролетарский писатель Максим Горький, утверждая, что «Чудаки украшают мир!..». А согласившись с этим, мы перестанем быть занудами, начнем радоваться тому, что они есть - люди, не похожие на нас, может быть смелее и отчаяннее нас, которым удается совершить то, чего очень хотели бы сделать и мы сами, но так и не решились… Например, послать в жопу ненавистного начальника или нарядиться королевой!..
Анатолий Струнин