Политика

Работорговля в Ливии как повседневность и прибыльный бизнес

0 72816

Суд в столице Бангладеш Дакка отклонил ходатайство об освобождении под залог Аль-Амина по прозвищу «Парвез», члена банды, связанного с продажей бангладешцев в ливийский Триполи.

Ранее, 9 июня, против него и еще 35 человек было возбуждено дело о торговле людьми. 15 июня «Парвез» был отправлен в предварительное заключение. Еще трое обвиняемых признали свою вину в работорговле. 2 июня был арестован глава банды работорговцев Камаль Уддин по прозвищу «Хаджи Камаль» (паломник Камаль). За последние десять лет он переправил в Ливию более 400 человек.

Невольники ливийской пустыни

© Zuma\TASS

Свержение последнего легитимного лидера Ливии Муаммара Каддафи привело к росту преступности, и одной из существенных проблем остается работорговля. Под удар попадают беженцы из ряда стран Африки и других регионов, которые пытаются через Ливию попасть в Европу – это самый простой, на первый взгляд, путь для мигрантов.

Однако для этого нужно сначала попасть в Триполи, который является крупным центром незаконной эмиграции. И именно в этом городе с попустительства (а нередко и причастности) местных властей процветает бандитизм и работорговля.

Схема пополнения живого товара отработана годами. Мигранты платят перевозчикам последние деньги в поисках лучшей жизни. По прибытии в Ливию беженцам заявляют, что денег на дальнейшее путешествие не хватает, и нужно срочно доплатить еще.

Показателен пример вышеупомянутых жителей Бангладеша. Сообщалось, что по прибытию в Триполи, их передали в руки местных банд, которые пытали их, снимали экзекуции на видео, и требовали деньги. Далее видео отправлялись семьям жертв через различные приложения с требованием выкупа. Иногда заложникам разрешалось звонить своим семьям и просить их заплатить деньги. В это время заложников избивали, чтобы родственники слышали крики.

И если вымогателям удавалось выбить деньги из жертв, их еще могли отпустить, что случалось крайне редко. Гораздо вероятнее был второй вариант. Беженцев избивали и насиловали, и они попадали на невольничьи рынки Ливии. Впервые это широко осветилось в апреле 2017 года, когда международная организация по миграции (МОМ) опубликовала доклад о процветающей на территории Ливии работорговле.

В докладе раскрыта история бывшего раб-сенегальца, который рассказал, что пленники содержатся в антисанитарных условиях, их кормят в лучшем случае раз в день, многие умирают от истощения и болезней. Место освобожденных за выкуп, перекупленных или погибших пленников на невольничьем рынке занимают новые мигранты. Особенным спросом пользуются женщины, которые затем превращаются в секс-рабынь.

Часть порочной системы

© AP/TASS

Следует обратить внимание, что Правительство национального согласия (ПНС) Ливии фактически не борется с работорговлей на своей территории. Более того, некоторые представители «власти» встроены в рабовладельческий бизнес, и хорошо на нем зарабатывают. К примеру, Мухаммад Кашлаф, неформальный «принц работорговли» из Аз-Завии, содержащий собственную частную тюрьму. Его группировка «ан-Наср» выполняет деликатные поручения для ПНС, за что им позволяется заниматься работорговлей.

Существуют и специальные центры, куда сажают мигрантов. Созданы они были для сокращения числа беженцев в Европу. Однако в Ливии свои методы «сдерживания». Охранники регулярно и жестоко избивают беженцев, применяя шокеры и палки. Это реакция на просьбы о еде, воде, медицинской помощи.

Триполитанские чиновники наладили выгодный бизнес. За взятку они освобождают беженцев и направляют их к перевозчикам. После того, как судно с мигрантами выходит в нейтральные воды, появляется береговая охрана Ливии. Лодку перехватывают, и мигрантов возвращают в лагерь. Все повторяется.

Широко известен Абдул Рахман Милад по прозвищу «аль-Биджа», начальник самозваной «береговой охраны Аз-Завии». Любитель захватывать заложников и убивать мигрантов. Среди прочего он отметился пиратскими рейдами на торговые суда, в том числе на танкер Temeteron, когда в плен были захвачены россияне. Освободить их удалось только спустя 37 месяцев. Они содержались в тюрьме «Митига» в ужасных условиях, подвергались пыткам. Об этом подробно 2 июня рассказал старший помощник корабля Сергей Самойлов в своей официальной жалобе в ООН.

Помимо всего прочего, мигранты широко использовались при вербовке в «вилайет Ливия», одно из региональных ответвлений ИГ (организация запрещена в РФ). Так что даже если мигрантам удавалось сбежать из лагерей смерти ПНС, без денег, документов, их ждали вербовщики террористов. Исламисты растворились в пустыне на юге страны, изредка напоминая о себе нападениями и заявлениями.

История продолжается

© Zuma\TASS

Из всего происходящего можно сделать лишь один вывод. Пока преступные элементы являются частью прогнившей системы, ничего не изменится. Просить их одуматься бессмысленно. И если существует такая порочная практика работорговли в XXI веке, о победе гуманизма говорить не приходится.

Как показала практика Бангладеша – преступников нужно находить и наказывать, пресекать их деятельность в зародыше. Символически, что 2 июня был задержан «паломник Камаль», и в этот же день Сергей Самойлов подал жалобу в ООН. Возможно, в начале этого лета возникли первые предпосылки для сокрушительных ударов по позорной практике современной работорговли в Ливии.