Около трети (27%) иностранных брендов, снимавших помещения в российских торговых центрах, заявили о намерении полностью уйти из России. Половина (51%) приостановили работу, еще 22% проводят реструктуризацию. Такие данные приводят «Известия» со ссылкой на консалтинговую компанию CORE.XP.
Об уходе, в частности, объявляли Nike, Starbucks, Victoria’s Secret, Lush, Lego и H&M Group. Последняя на днях начала временно возобновлять работу своих магазинов, чтобы распродать остатки (без скидок). В первые открывшиеся точки выстроились такие очереди, что особо предприимчивые граждане уже начали продавать на Avito места в них.
Среди брендов, которые сейчас проводят реструктуризацию, — McDonald’s («Вкусно — и точка»), Levi’s (JNS), L’Occitane («Л'Окситан»). О смене собственника и последующем ребрендинге объявила американская компания Yum! Brands, которой принадлежат бренды Pizza Hut и KFC.
В списке приостановивших свою деятельность компаний — Inditex (Zara, Massimo Dutti и другие), MAC, Jo Malone, Decathlon, Adidas, Puma, Hugo Boss, Swarovski. Около 70% таких брендов работали в fashion-сегменте, ювелирные изделия и часы продавали 10%, косметику и парфюмерию — 6,7%, товары для дома и для спорта — по 3,3%.
Исход иностранных брендов острее ощущается в столичных городах, где их присутствие было более заметно. Во втором квартале 2022 года посещаемость ТЦ в Москве, по данным Google Mobility Index, снизилась примерно на 6% относительно первого квартала. В регионах же показатель практически не изменился.
Около трех миллионов квадратных метров торговых площадей могут оказаться свободными после ухода иностранных арендаторов. Некоторые торговые центры рискуют оказаться на грани банкротства. Но власти в лице Минпромторга угрозы не видят и считают, что уход отдельных иностранных компаний с российского рынка не должен оказать существенного влияния на положение ТЦ в стране. В ведомстве поясняют, что взявшие паузу ритейлеры, как правило, продолжают исполнять свои обязанности перед арендодателями и зачастую ищут возможность вернуться в Россию.
Большие надежды возлагаются и на замену «беглецов» брендами из дружественных стран — Турции, Ирана, Китая. Сейчас идут переговоры, однако никакой конкретики, по словам экспертов, они пока не принесли. В ближайшее время заменить ушедшие иностранные компании смогут либо российские бренды, либо те, кто уже присутствует на рынке. Так, Lime и бренды Melon Fashion Group (Zarina, befree, Love Republic и Sela), по данным издания, готовы рассматривать большие площади и открываться на площадках брендов Inditex и H&M.