Религия

Радикальные формы ислама и атеизма названы главной угрозой всем конфессиям

1 508

Главная проблема большинства попыток наладить диалог между представителями разных религий заключается в их декларативном характере. Как правило, на какой-нибудь площадке встречаются батюшка, имам и ребе, заявляют о необходимости жить в мире и согласии, о богатом духовном наследии каждого из вероисповеданий и дружно осуждают нечистых на руку людей, которые пытаются на основе религиозных отличий стравить братские народы. 

В большинстве своем подобные встречи носят не только декларативный, но и кулуарный характер, и, в конечном счете, реального результата не приносят: продолжаются разговоры на всевозможных «круглых столах», а настоящего диалога между паствой не происходит.

Но похоже, что в этом вопросе начались положительные сдвиги, и подтверждением тому стал Второй Московский международный форум «Религия и Мир».

1 © Яна Лапикова /РИА Новости

Его участники не только продемонстрировали единодушие в деле борьбы за мир, но также предложили конкретные шаги и указали на некоторые общие для каждой религии опасности.

Наиболее очевидная из них идет с Востока. Сегодня радикальным салафитам удалось захватить в Ираке и Сирии земли с населением в шесть миллионов человек, примерно тоже самое происходит в Северной Африке и Афганистане. Опасность очевидна: боевики из группировки «Исламское государство» узаконили на подконтрольных территориях рабство.

Эти люди разрушают все, что было накоплено за почти полторы тысячелетия исламской цивилизации, уничтожая суфийские мавзолеи, мечети, гробницы, библиотеки. Это те же самые люди, которые уничтожают любые церкви и все, что им не нравится, с чем они не согласны. И эти люди называют себя мусульманами. С их точки зрения, других, в том числе и других мусульман, быть не должно. Поэтому сегодня предметом их атак являются священнослужители, в том числе и на территории Российской Федерации. Это, безусловно, война на уничтожение, заявил на форуме президент Института Ближнего Востока РАН Евгений Сатановский. 2 Президент Института Ближнего Востока РАН Евгений Сатановский. © Григорий Сысоев/РИА Новости

По его словам, эта война сегодня идет в Европу и к нам в Россию, и противостоять ей следует единым фронтом, в том числе и религиозным. В первую очередь, исламское духовенство должно собирать вокруг себя единомышленников, которые бы противодействовали распространению идеологии радикального исламизма. А она представляет опасность сегодня не только для Кавказа и Татарстана, но и для Крыма.

Длительное время осуществлялась радикализация крымских мусульман, создавался противовес умеренным позициям мусульман и большинства населения Крыма. Осуществлялось закладывание в общество крымских мусульман русофобии, как главного объединяющего фактора. Это, видимо, отвечало интересам прежней политической элиты,говорит знакомый с ситуацией не понаслышке председатель Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона «Московский Муфтият» муфтий Альбир Крганов. 3 Муфтий Альбир Крганов. © Евгений Биятов/РИА Новости

До недавнего времени на крымской земле свободно себя чувствовали структуры радикальных исламских организаций, в частности, Хизб Ут Тахрир. Сегодня им оказывается жесткое противодействие, а крымских мусульман активно интегрируют в духовное пространство России, прежде всего за счет регулярных контактов с единоверцами из Татарстана.

Весьма важную роль в противодействии радикалам должны сыграть реальные контакты между представителями разных религий. Определенный (хотя, увы, пока небольшой) опыт уже наработан в Пятигорске, где представители православного казачества вместе с местными мусульманскими организациями вовлекают молодежь разных вероисповеданий в совместные акции и совершают походы в горы.

4 © Oleg Tereshchenko/Reuters

Не менее ценным может оказаться опыт Балканских стран, которые в 90-е годы испытали на себе весь ужас межрелигиозной розни, в которой участвовали православные, католики и мусульмане. По словам директора научно-исследовательских проектов Школы дипломатии и международных отношений Сетон Хилл Брониславы Манойлович, сегодня удается наладить связи между православным и исламским духовенством Косово, что способствует снятию напряженности в крае. Именно благодаря диалогу между сербской церковью и албанскими лидерами уже удалось снизить уровень насилия.

Синагоги, церкви, мечети — все они могут способствовать налаживанию добрососедского диалога, стать легальным и эффективным механизмом снятия межрелигиозной напряженности,говорит госпожа Манойлович. 5 © wikipedia.org

Другую серьезную опасность представляют не религиозные фанатики, а радикальные атеисты. Все начинается с нетерпимости, когда люди начинают видеть в религии барьер на пути прогресса. Особую роль здесь играет искусство, которое часто критикует и высмеивает религию. Можно вспомнить и откровенно кощунственные «произведения»: разрубленные топором иконы на выставке «Осторожно, религия!» в музее Сахарова или получившее награду фото Piss Christ, на котором американец Андерс Серрано запечатлел распятие в банке с собственной мочой.

Вторая стадия — это дискриминация по религиозному признаку: в ряде европейских городов христианам запретили бить в колокола и праздновать Рождество. Третьей стадией становятся преступления на почве ненависти: зимой этого года активистки украинского движения Femen атаковали испанского кардинала Антонио Роуко Варела.

6 © irtve.es

Все эти три стадии представляют так называемую «римскую модель», которая позволяет проследить, как проходит путь от нетерпимости до преследования. Выведена она, кстати, была на основе действий нацистов в Германии против еврейского населения.

И сегодня, пусть и в более мягком варианте, эта модель применяется к христианам в Европе. Мы имеем дело с широкой христианофобией,отмечает профессор Папского салезианского университета, социолог и религиовед Массимо Интровинье.

Карикатуры на Папу Римского не уступают по язвительности геббельсовским агиткам про «вечного жида», а телешоу, кино и мультфильмы действуют с таким размахом, который рейхсканцлеру и не снился.

По словам профессора Интровинье, противодействовать воинствующему атеизму может только религиозный диалог. Это позволит разбить главный тезис атеистов о том, что вера разъединяет. Он уверен, что религия не проблема, а способ ее решения.

И тут опять же все конфессии должны действовать сообща, потому что дискриминации со стороны атеистического сообщества порой подвергаются и другие религии.

«Чтобы добиться мира, нужно найти баланс между рационализмом и верой. Как сказал понтифик Иоанн Павел II, это два крыла одной птицы. И только на двух крыльях птица может полететь, а если будет перевешивать только одно крыло, ничего не получится», — заключает профессор.