Леволиберальная Европа трещит по швам с нарастающей силой. К давним бунтарям в лице Венгрии и Словакии, всё более открыто «забивающим болт» на решения брюссельских евробюрократов, вот-вот может присоединиться Франция. Один из двух главных столпов ЕС оказался в политико-экономическом кризисе, разрешение которого невозможно в условиях левой и левоцентристской политики. Что же до революций и переворотов, то здесь у французов имеется потрясающий исторический опыт.
Ещё хуже обстоят дела на востоке ЕС, где в Чешской Республике пришёл к власти столь ненавистный леволибералам миллиардер Андрей Бабиш. Но на этом злоключения чешских левых не заканчиваются, поскольку на низком старте находится весьма радикальная партия «Автомобилисты для себя». Вероятность её прихода к власти растёт с каждым днём.
Зелёной повестке — нет
По телеэкранам Чехии кочует предвыборный ролик чешской партии автомобилистов, в котором главную роль брутального автомеханика играет автолюбитель и номинальный лидер партии Филип Турек. При этом озвучивается главный приоритет идущей к власти партии: «Зелёной повестке — нет, поддержке автомобильной промышленности — да».
Показная грубость и мачистский напор — именно то, что хотели продемонстрировать уставшим от зелёной повестки и радужной пропаганды* чехам создатели и заказчики ролика.
В этом нет ничего удивительного, поскольку партия автомобилистов находятся на грани прихода к власти в Праге в составе вероятного коалиционного правительства во главе с Андреем Бабишем. Победа чешского миллиардера на выборах на прошлой неделе обусловлена гневом населения против чрезмерного регулирования, инфляции и энергетического перехода.
Хотя 13 мест партии автомобилистов сделали бы их младшим партнёром по сравнению с 80 местами Бабиша и 20 местами крайне правой СДП, это немалое достижение. Партия появилась лишь три года назад, образовавшись как местное движение против распространения велосипедных дорожек в Праге. Её послание о четырёх колёсах явно нашло отклик в автомобильном регионе «Шкоды», где ископаемое топливо движет энергетический баланс, а экономика является ключевым звеном в цепочке поставок Das Auto (VW).
Географическая политика тоже сыграла свою роль. Автомобилисты в небольших городах и районах с ограниченным доступом к автомагистралям голосовали за партию Турека.
Пора начинать бояться
Леволибералы придут в ярость от таких лозунгов вроде «Автомобиль, уголь и корона» и перспективы более широкого нелиберального поворота. Однако главный урок для них состоит в том, что игнорирование привлекательности дорожной ярости и свободы становится всё более опасным для истеблишмента, будь то партии одной темы вроде чешских автомобилистов, польская Партия водителей (лозунг: «Мы сами управляем своей жизнью») или другие формы агитации.
Франция является хорошим примером ситуации, когда благостные и покорные любители велосипедов в Париже столкнулись лицом к лицу с отчаявшимися и зависимыми от автомобилей «жёлтыми жилетами». Тогда протест оказался вполне успешным. Беспорядочные и жестокие акции привели к отмене ограничений скорости и налогов на топливо.
На последних выборах в Европарламент «Зелёные» уступили консерваторам и правым, которые воспользовались неспособностью либералов и центристов решить проблемы нехватки жилья и высокой инфляции. Чешская партия «Автомобилисты для себя» получила на выборах два места.
Гендерный разрыв?
Столкнувшиеся с проблемой леволибералы вынуждены констатировать, что успех автомобилистов является свидетельством растущего гендерного разрыва, ведущего к смешиванию антизелёной и проавтомобильной политики с разразившимися в мире войнами идентичности и культур с приходом идеологии MAGA.
По словам эксперта аналитического центра Europeum Мартина Вокалека, демографический перекос партии в основном мужской, что перекликается с исследованием европейских выборов 2024 года, которое выявило беспрецедентный рост поддержки крайне правых, особенно среди молодых мужчин.
Причины включают в себя более широкое чувство гендерного недовольства и усиленное соцсетями снижение статуса. Канал Турека в интернете полон гонок и классических автомобилей, которые нравятся мальчикам-гонщикам и автолюбителям, оплакивающим давно ушедшую эпоху качественных и доступных машин.
Паника в левом лагере
Автомобильный политический ренессанс рассматривается леволибералами как угроза. Однако даже в этом случае они не готовы признать, что происходящие изменения способны положить конец левому радужно-зелёному* политическому мейнстриму. Они по-прежнему придерживаются мнения, что тренд глобального развития окончательно выбран и свернуть с него никому не удастся. По их мнению, последние события — лишь эксцессы, связанные с недостаточным качеством проведения в жизнь радужно-зелёного курса*, устранение которых не составит проблем.
«Негативная реакция на зелёный курс ЕС может служить барометром того, когда политика опережает общество. Даже если крайне маловероятно, что соглашение по климату когда-либо будет отменено, среди политиков явно больше готовности двигаться медленнее в достижении его целей. Лучший способ для основных политических партий не сбиться с пути — внимательнее прислушиваться к избирателям, а не навязывать идеи сверху», — отметил бывший политический советник покойного президента Чехии Вацлава Гавела Иржи Пехе.
Возможно, ещё год назад подобное мнение могло бы быть удостоено внимания. Однако сегодня доводы Пехе звучат скорее как заклинание, а не рецепт решения проблемы. Леволибералам катастрофически нечего предложить населению стран Европы, кроме навязшей в зубах зелёной повестки, гендерной и мигрантской историй, прочих подобных идей. Отсутствие свежих предложений накладывается на ухудшение политико-экономической ситуации для большинства социальных групп европейцев.
У избирателей нет ответов на вопросы, почему им запрещается пользоваться автомобилем, почему растут цены, почему нельзя спокойно пройти по городу из-за банд мигрантов. Они слышат всё те же увещевания о необходимости снижения выбросов СО₂, толерантности к мигрантам и представителям радужного* сообщества.
Создаётся ощущение, что леволибералы до сих пор не поняли, что маятник настроений в западном мире дошёл до крайней точки и начал движение в обратном направлении. Говорить о каком-то мейнстриме достаточно поздно, да и просто бессмысленно.
______________
* Решением Верховного суда РФ от 30 ноября 2023 года международное общественное движение ЛГБТ признано экстремистской организацией и запрещено на территории РФ. Решением Росфинмониторинга от 22 марта 2024 года международное общественное движение ЛГБТ внесено в реестр экстремистских и террористических организаций, действие которых на территории России запрещено.