На днях в американском издании The Hill было опубликовано мнение бывшего чиновника (специалиста по финансам) правительства Соединенных Штатов Дова Закхайма о тяжелом положении военно-морских сил НАТО. В качестве аргументов приводятся сбои в работе систем вооружения фрегатов Iver Huitfeldt (ВМС Дании) и Hessen (ВМС Германии) в ходе выполнения задач в Красном море по защите гражданского судоходства от атак со стороны йеменских хуситов.
У первого не запускались в нужный момент зенитные ракеты Sea Sparrow и выходили из строя артиллерийские установки из-за проблем с боеприпасами. Второй по причине нерабочего состояния системы опознавания «свой — чужой» обстрелял американский беспилотник Reaper. Как считает господин Закхайм, «к счастью, не попав в непреднамеренную цель». Но это ведь горе горькое. Кому нужен корабельный боевой комплекс, стреляющий мимо? А ещё затрагиваются проблемы, связанные с нехваткой личного состава для службы на кораблях и персонала на предприятиях судостроительной промышленности.
С чего бы американцу в заботах о ВМС НАТО начинать с флотов европейских государств — членов альянса? Однако оказывается, что флот США, по его мнению, не в состоянии выполнить свои собственные задачи, в том числе по строительству новых кораблей, и речь в конечном итоге сводится к необходимости увеличения финансовых вливаний в европейские «морские силы сдерживания Североатлантического союза». Естественно, не из американского кошелька. Но тут есть некоторые нюансы, о которых финансист либо не знает, либо не хочет говорить.
НАТО есть, но его там нет
Дания и Германия, конечно, в НАТО, но это не означает, что их фрегаты выполняли задачи в Красном море под флагом альянса, группировок которого там, кстати, нет. Как известно, 18 декабря прошлого года Вашингтон анонсировал проведение операции Prosperity Guardian («Страж процветания») в этом районе. Присоединиться к этой миссии Вашингтон призвал и другие страны с последующим нанесением ударов по йеменским хуситам.
Кстати, резолюция Совбеза ООН № 2722 от 10 января этого года не содержит таких разрешений, а лишь подтверждает право государств на защиту своих торговых судов от нападений. Но когда это останавливало Белый дом с его правилами? Подразумевалось создание объединённых морских сил, как это бывало уже неоднократно.
Например, в 2002 году у них это получилось в рамках международного военно-морского партнёрства для обеспечения безопасности гражданского судоходства в северо-западной части Индийского океана, включая Красное и Аравийское моря, Аденский, Оманский и Персидский заливы. А это не зона ответственности НАТО. После поражения Оттоманской империи в Первой мировой войне здесь укрепились позиции Великобритании и Франции, пока не настало время делиться с «младшим братом» по другую сторону Атлантики. Американский флаг в этих водах появился в 1948 году, после чего контроль Вашингтона над потоками нефти из региона с привлечением европейских и региональных партнёров стал необратимым.
В объединенные морские силы (Combined Maritime Forces, CMF) под звёздно-полосатым флагом в начале нынешнего века вошли 12 государств, а дальше аппетиты разрослись. Американские адмиралы Джон Г. Морган и Чарльз Мартольо выдвинули концепцию создания флота из тысячи кораблей, воплотившуюся в 2007 году в Стратегию сотрудничества для морской державы XXI века и Глобальное морское партнёрство (GMP).
Очевидно, что сил US NAVY для проецирования «демократии» на весь мир в условиях отсутствия реального противодействия не хватало, но собрать такую «армаду» не удалось. Тем не менее количество стран — участниц CMF было доведено до 34 при поддержке Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и участии стран Юго-Восточной Азии.
Организационно CMF состоит из четырёх тактических групп (CTF-150, -151, -152 и -153), выполняющих задачи в назначенных районах. Параллельно в них же проводятся операции ЕС Atalanta по борьбе с пиратством с 2008 года и Agenor под французским руководством по охране судоходства в Персидском и Оманском заливах с 2019-го.
Но, возвращаясь к операции Prosperity Guardian, вспомним, что член политсовета «Ансар Аллах» Мухаммед Али аль-Хуси пригрозил атаками на торговые суда и корабли любой страны, которая присоединится к американской коалиции, и выполнил своё обещание. По этой причине большинство американских партнёров отказались от этого сомнительного мероприятия. Первым испугался Мадрид (видимо, вспомнил позор своей «Непобедимой армады»), затем Рим и Париж (подвиги императоров не вдохновили). Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты заявили об отсутствии интереса. Кто бы сомневался? Им ведь там жить. Остальные ограничились обещаниями или направили «контингент». Например, Финляндия отдала двух солдат, как утверждает агентство The Maritime Executive со слов президента этой страны Александра Стубба. Помнится, в СССР два солдата из стройбата заменяли экскаватор. Интересно, на что способна парочка? Таким образом, их осталось всего шесть, обозначенных на рисунке выше, но тоже с сомнительным участием, кроме Великобритании.
По результатам многих консультаций, экстренных встреч и глубокой озабоченности о том, как же без них, в ЕС решили проводить собственную операцию в Красном море с названием Aspis под руководством Европейского командования морскими силами (EUNAVFOR). Но на бомбёжку хуситов они не подписывались. Так что Америка и Европа там есть, а вот НАТО нет.
В далёкой северо-западной части Индийского океана, то есть за пределами зоны ответственности Североатлантического союза, задействованы корабельные силы 14 государств — членов НАТО, что составляет 70% от тех, у кого есть ВМС, кроме потешных Эстонии, Латвии, Литвы, Албании и Словении. Конечно, они там не все сразу, но думаю, что Брюсселю от этого не легче. А в чём же ещё заключается тяжесть положения флота альянса?
Тот самый случай, когда финансы не поют романсы
Высказывая своё мнение, отставной американский финансист ссылается на одно из заявлений главнокомандующего ВМС Германии вице-адмирала Яна Каака, сделанное на историко-тактической конференции в Линстоу. Без купюр оно опубликовано изданием Navaltoday, откуда и процитирую:
«Готовность личного состава будет важнейшей задачей в ближайшие годы. В течение многих лет ситуация была крайне неудовлетворительной и подвергала наших людей сильному стрессу. В 2024 году особое внимание снова будет уделяться набору и удержанию персонала».
На основании этого и с учётом указанных выше технических проблем отдельно взятых кораблей и систем Закхайм виртуозно делает вывод о необходимости увеличить финансирование флотов как самых нуждающихся с целью противостояния российской угрозе.
Высказывание главкома о кисейности подчинённых является странным и не увязывается с привычным: «Истинный ариец. Характер нордический, выдержанный. Беспощаден к врагам рейха. Отличный семьянин. Связей, порочивших его, не имел».
В результате пришлось разобраться с некоторыми тонкостями демографии западного мира. Полученные результаты откровенно удивили. Оказывается, население ФРГ и ГДР, вместе взятых, в начале 70-х годов прошлого века достигло демографического креста, когда смертность стала выше рождаемости. Изменению этого процесса в лучшую сторону не помогло даже их объединение.
Но если ещё учесть, что, по данным издания Rainbow Europe, 53,34% немецкого общества толерантно к ЛГБТ*, то удивляться тут нечему. Понятно, что на самом деле демографические процессы более глубинны и на них влияет огромное количество факторов, но откуда брать солдат, если родитель № 1 и родитель № 2 не способны произвести их на свет божий? Может, об этом сообществе и спешит позаботиться Закхайм, выдавая его за российскую угрозу? Так у нас с этим строго. А им никакие деньги уже не помогут, верной дорогой идут комрады. Но есть и другая сторона у этой радуги, о которой финансист почему-то умолчал.
По данным Мирового справочника современных военных кораблей (World Directory of Modern Military Warships, WDMMW), Deutsche Marine находится на восемнадцатом месте в общем рейтинге флотов, на седьмом в Европе и на первом в Балтийской морской зоне, имея в боевом составе 34 боевых корабля со средним возрастом 18,7 года. На той же конференции немецкий адмирал отметил, что одной из главных задач в 2023 году было создание основ для модернизации ВМС Германии, в результате чего появилась программа Navy 2035+Course — программа строительства германского флота на период до 2035 года и дальнейшую перспективу. Ее конкретные показатели по вполне понятным причинам не публикуются, однако известно, что в декабре прошлого года началось строительство головного новейшего фрегата F126. Поставка первого корабля запланирована на 2028 год, его водоизмещение составит до 10 000 тонн при длине 166 метров. Для сравнения: наш фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» при длине 135 метров имеет водоизмещение около 5000 тонн, то есть в два раза меньше. Даже перспективный российский фрегат проекта 22350М при такой же длине, как и F126, не дотягивает до него 2000 тонн. И это не отвлечённые цифры, а показатель возможностей по размещению вооружения и длительному выполнению задач в дальней морской и океанской зонах. Значит, деньги есть, но зачем немцам корабль с такими данными? Ответ найдём там же.
Помимо приоритета на текущий год по улучшению количественных и качественных показателей персонала для ВМС, были названы ещё два. Первый — о боеприпасах, имеющих решающее значение в бою, и высокоэнергетическом оружии, адаптированных к текущим и прогнозируемым потребностям ВМС. А второй — о планах по развёртыванию сил для проведения реальных операций в Индо-Тихоокеанском регионе. По мнению Яна Каака (а он всё же не отставной финансист, а профессиональный моряк), это укрепит там оборонную дипломатию Германии.
Термин «оборонная дипломатия» подразумевает комплекс мер, направленных на предотвращение конфликтов и поддержание стабильности международной системы путём создания климата доверия между вооруженными силами различных стран. При этом, как считают специалисты, в ходе реализации данного подхода должно происходить сближение между министерствами иностранных дел и министерствами обороны. Звучит красиво и даже применяется аналогичными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. Но если вспомнить такую программу западных партнёров по НАТО, как «Партнёрство ради мира» (ПРМ), начатую в 1994 году по инициативе США, то становится очевидно, для каких целей сия дипломатия у них используется.
За 30 прошедших лет 16 бывших её участников из Восточной Европы и стран Скандинавии (Швеция и Финляндия) стали членами Североатлантического альянса. Продолжают участие в ней Азербайджан, Армения, Грузия, Украина, Молдавия, страны Средней Азии (бывшие республики СССР) и оставшиеся не при делах в Европе Австрия, Ирландия, Мальта, Сербия и Швейцария. Наработки ПРМ нашли своё отражение в агрессии против Югославии, многонациональной операции в Косове и других «демократических» актах.
Что же касается ФРГ, её МИД в сентябре 2020 года опубликовал основные направления работы в Индо-Тихоокеанском регионе под заголовком «Германия — Европа — Азия. Создавая XXI век вместе». Согласно документу, Берлин собирается нарастить своё присутствие в географически удалённом, но весьма важном для себя регионе и, видимо, отчётливо понимает, что без реальной силы в виде военного флота там не обойтись. Германия, являясь политическим и экономическим лидером Евросоюза, уже не первый раз демонстрирует независимую внешнюю политику в военной сфере. Подтверждением этому могут служить и проведённые в сентябре прошлого года военно-морские учения на Балтике под названием Northern Coasts (NOCO). Опять же, по утверждению вице-адмирала Яна Каака, на них германский флот смог продемонстрировать со штабом DEU MARFOR готовность и способность взять на себя больше ответственности за руководство в регионе Балтийского моря.
На мнение о ВМС Дании в статье The Hill не стоит вообще обращать внимание. Они даже не входят в рейтинг WDMMW, но зато толерантность королевства к ЛГБТ*, по данным того же Rainbow Europe, достигает 73,78%, что сохраняет за ними высокое второе место в Европе.
За ними в рейтинге идут такие флотосодержащие страны НАТО, как Бельгия, Норвегия, Швеция, Франция, Португалия, Испания, Финляндия, Нидерланды, Великобритания и другие. Здесь остаётся только констатировать, что этот сегмент нетрадиционной ориентации у них, очевидно, важнее службы на флоте. Не будем мешать, пусть вырождаются дальше. Но что же в итоге?
А в итоге получается, что если и читать западную прессу, то не только заголовки статей и однобокие мнения. Надо тянуть за ниточку, чтобы понять полноту озабоченности о ВМС НАТО и не только. Кстати, если уж зашёл такой разговор, то США в ЛГБТ*-сообществе занимает одно из ведущих мест в мире (первое — у Канады). Рождаемость не растёт, а смертность прогрессирует.
Конечно, численность их населения, развитая промышленная база и другие показатели ещё способствуют устойчивому существованию государства. Но, по прогнозам, американский демографический крест недалёк. Нетрадиционная ориентация общества будет его только приближать, а проблема с персоналом на флоте и судостроительных предприятиях — становиться острей. Что же касается финансирования, то это обычная практика дебатов между республиканцами и демократами, особенно перед выборами президента.
________________
* ЛГБТ — движение, признанное экстремистским и запрещенное в России.