Путешествия

Райский сад Карла Миллеса. Фоторепортаж

1 913

Побывать в Стокгольме и на заглянуть в сад (музей) скульптур Миллеса – это из рук вон как невежливо по отношению к гостеприимным шведам. Это как в Москве туристу пренебречь посещением Красной площади и Василия Блаженного в купе с ней... Вы в столице Швеции можете пройти мимо Королевского дворца и даже не зайти в городскую Ратушу, знаменитой своими нобелевскими церемониями, но в сад скульптур Миллесгорден съездить обязаны. Хотя бы из той же вежливости. Потому как для настоящего шведа скульптор Карл Миллес - это примерно как для Лужкова Зураб Церетели. То есть – все!..

Начинал Карл Миллес по-простому и вполне прозаично – учеником столяра. И то по причине своего слабого прилежания в школе. Затем – Париж, работа в подмастерьях у великого Ренуара и формирование собственного пластического мироощущения. Известный авангардизм эпохи начала ХХ века, тотальный поиск новых и нетрадиционных решений в искусстве не могли не сказаться на становлении Миллеса как художника. Ему удалось выработать собственный стиль, оригинальный и легко узнаваемый. Довольно скоро он становится известным и заказы на его произведения посыпались со всего мира. Художник плодотворно работает в Европе и США, у себя на родине, попутно создавая тот самый Миллесгорден, в который мы и заглянули с вами.

Покупая на окраинном участке Стокгольма землю под свою личную резиденцию, Миллес, как художник, чутко прочувствовал потенциал этого места, его будущее значение в общем ландшафте города. Он уже тогда знал, что тут будет не только его частный дом и мастерская, но и музей скульптуры под открытым небом. Как истинного шведа с нордическим характером, его вдохновляли просторы, открывающиеся с берегового холма, вид на залив и корабли у причальных стенок столицы. Проектируя террасы музея, сбегающие почти к самому морю, обдумывая расположение и последовательность скульптур, художник пытался визуализировать свою концепцию мира. Не буду преувеличивать и говорить, что понял и прочувствовал ее. Но отмечу безусловную логику в том, как устроен этот сад. В нем представлены скульптуры с явных отсылом в прошлое человечества, в античные времена, и в самобытную историю Швеции эпохи викингов, эпосов и волшебных преданий. Даже античный бог Посейдон – одна из главных фигур в скульптурной композиции – имеет явное не эллинское выражение лица.

К слову сказать, тут выставлены не только оригиналы работ Миллеса, но и реплики с них. Оригинальные скульптуры украшают площади и здания городов по всему миру, как в частности, и сам Посейдон, венчающий собой фонтан в Гётеборге… Но от этого, конечно, воздействие всей экспозиции ничуть не становится менее сильным. Мы ведь понимаем, что это и есть квинтэссенция того, о чем думал, и что творил знаменитый художник в течении всей своей жизни.

А приезжать суда лучше во второй половине дня, ближе к закату. Рассчитывая, что именно здесь будет итог вашего насыщенного дня в Стокгольме. Уже не надо никуда спешить, суетиться. Можно расслабить и вдохнуть полной грудью морского воздуха с примесью запаха сосен и кипарисов, которые причудливым образом высадил здесь мастер. Уверен, если добавите хоть капельку воображения, то сможете почувствовать себя как в райском саду…

Еще Стокгольм здесь:

Фотодом на набережной - http://a-strunin.livejournal.com/56986.html
Райский сад Карла Миллеса - http://a-strunin.livejournal.com/57558.html
Родину любить по-шведски - http://a-strunin.livejournal.com/57682.html

Анатолий Струнин

Стокгольм