"Just a mad, mad scene."
Хантер С.Томпсон
"Если в пути тебе мешают камни, собери из них гору и взойди на вершину."
Язид Аль-Раджи
День первый. Пятница.
Организаторы известили, что автобус с прессой отходит в 11:00 от метро, и попросили не опаздывать, ибо "ждать не сможет". Приезжаю к метро заранее, нашёл автобус, сел, жду... Водитель созванивается с оргами и выясняет сколько должно быть журналистов на автобус вместительностью 19 человек. Оказывается всего трое, но водителю рекомендуют стартовать в 11:25 - "вдруг кто ещё придёт". Чуда не случилось и мы вчетвером весело провели ещё полчасика на стоянке сетуя о том, что можно было и не торопится.
Прибыли в пресс-центр. Первым делом меня не оказалось в пачке аккредитованных журналистов. Пришлось аккредитоватся на месте, к счастью на мне была шапочка с логотипом одной гос.телекомпании которую подарили пару лет назад на новый год коллеги, так что у меня даже не спросили редакционного удостоверения (которое я забыл дома) и без проблем выдали пресс-жилет и браслет для доступа в пресс-центр. Ну как тут не вспомнить Хантера Томпсона с его шильдиком на сумке "Фотогр.Журн.Playboy".
В зоне технической инспекции почему-то было запрещено фотографировать, так что под капот суперкаров заглянуть не удалось. Я попёрся несолоно хлебавши в сервис парк, чтобы хотя бы поснимать автомобили снаружи. Каркасы безопасности, шноркели, хайджеки, сэндтреки и всё это впихнуто, навешано, закреплено, привязано к разным автомобилям, от простеньких мини до эксклюзивных ё-мобилей. В основном конечно или капитально переделанные внедорожники со спорткузовами, или самосбор. Российские марки представлены ё-мобилями и газельками.
На гонке используется шипованная резина, причём высота и тип шипов строго регламентированны. Шипованную резину ставят только на время гонки, поэтому в сервис-парке можно наблюдать эпизоды из гонок формулы, когда механики быстро и слаженно меняют резину с шоссейной, на которой участники приехали в зону где будет гонка на шипованную, и обратно после гонки. Ну или не быстро и не слаженно, зависит от команды. Где-то был спец.грузовик с компрессором и ударным болтовёртом, после которого спец.человек подтягивал динамометрическим ключём, а где-то обходились простым баллонником-крестовиной в течении всего процесса, затягивая болты "на глазок".
Постепенно пришло время торжественного открытия мероприятия и конечно церемонию торжественно открыли официальные лица произнёсшие официальные речи. К счастью это длилось всего минут 5, и вот начался торжественный выезд экипажей. Приблизительно к 7 экипажу у зрителей наступил когнитивный диссонанс, так как скорость выезда экипажей на подиум превышала скорость зачитывания ведущим регалий предыдущих экипажей уже на полкорпуса, и было трудно разобрать кто сейчас перед нами, вылезающий из кабины Кошмарский или уже отъехавший Дабровский о котором глаголит ведущий.
Машины с гонщиками съезжая с подиума сразу направляются на старт ССУ, где должны красиво прокатится перед зрителями и определить десятку лучших, а также стартовые позиции на предстоящей гонке. Это так называемый "пролог". Пресса тоже спешит на старт, воспользовавшись предоставленным организаторами автобусом Mercedes Sprinter, водитель которого ещё не знает, что последние полкилометра до зрительской зоны ему предстоит преодолевать по джиперской колее на своём заднеприводном автобусе с 16" дисками. Прорвались, хотя конечно покачало всех знатно.
Собственно подобные зрительские спецучастки фактически единственное место, где зрители могут увидеть машины в движении. В зависимости от планировки спецучастка зрители видят машину около 20 секунд, пока она проносится мимо них по петле. 47 машин в гонке, максимум 20 секунд на каждую, 1 проезд мимо участка = 15 минут зрелища, если опустить интервалы ожидания между машинами (они стартуют поодиночке с интервалом). В результате переодически, при затянувшемся ожидании следующего спорткара в толпе зевак возникает вопрос: "Что, уже всё?", "А, нет, не всё, вон ещё едет!" и лишь люди употребляющие и запивающие относятся к этому флегматично, им не важно закончилась гонка или нет, им важнее, что бутыль ещё полна и есть запас в багажнике.
К сведению читателей: перед проездом первой машины и после проезда последней по трассе проходит safety-car, так называемые "нули" с гоночным номером "00". Ориентируясь на неё можно понять, что гонка либо сейчас начнётся, либо уже закончилась и пора расходиться.
Перед стартом гонки пресса разбредается по полю руководствуясь инструкциями по безопасности, в частности не стоять на внешнем радиусе поворотов куда обычно выносит машины. В этот раз коллеги стоявшие на внутреннем радиусе умудрились открыть филиал кирпичного заводика, когда одного из участников занесло на повороте, после чего он уподобился известному автогонщику из анекдота, и проложил новую трассу (правда без крика "Фигли вы здесь стоите?"). К счастью никого не зацепило, но один из участников событий потом рассказывал мне, что "умом понимаю, что машина в заносе идёт по полю и проедет мимо меня, но при этом его капот направлен на меня, и, знаешь, мне немного не по себе было".
После короткого и динамичного пролога настала пора выбираться из лесов в сторону медиа-штаба, откуда был обещан трансфер до места размещения прессы. Мне предстояла поездка до места вписки в компании мотоклуба "Ночные Волки", которые, как я понял, являются одними из соорганизаторов соревнований. Навряд ли вам интересен быт журналистов вне соревнований, поэтому оставлю шокирующие подробности выживания в глуши в компании бородатых личностей для своего Живого Журнала, а тут мы перейдём ко второму дню.
С утра все, кто набрался на базе из прессы, загрузились в огромный туристический автобус неоплан и отправились в путь. Водитель нанятого командой автобуса не знал куда ехать. И у него не было телефона нанимателя. Последовала мизансцена перепалки наиболее задолбанного бардаком видеооператора и водителя, из которой пригодными для печати в СМИ фразами были две ключевых: "Я водитель, я не знаю куда ехать! Скажут - везу!", "А я оператор, я тоже не знаю куда ехать! Я же не водитель!"
На счастье организаторы в роадбуках для прессы оформили всё в стиле мероприятия, в том числе и подробный гайд в спортивном стиле как добраться до точки старта\сервис парка. Пришлось невыспавшемуся оператору временно переквалифицироватся в штурманы составив с обладателем характерной кэпки-аэродрома неплохой экипаж гоночного пресс-болида.
По своеобразным пит-докам можно судить о крутости спонсоров. По пит-доку команды "За Рулём" можно судить о состоянии нашего автопрома. Если у большинства гонщиков в этом временном сервиспарке громадные трейлеры полные оборудования, тенты под авто, чтобы гонщикам не в снег сходить и детальки не потерять, столики и стулья для отдыха команды и питания, то у команды "За Рулём" выступающей на автомобилях марки ГАЗ... ну, вобщем сами смотрите на их пит-док (фото газельки-тента с лестницей из дерева позади).
Тем временем прибывает вертолёт. Маршрут гонки пара сотен километров, зрительский спецучасток маловат, разнообразных фото и видео не снять. Кого-то из прессы раскидывают по трассе на автомобилях (одного коллегу забыли вечером с трассы забрать, конфуз вышел), а мне уготован полёт в небесах в погоне за гонщиками и эффектными кадрами. Пилот говорит, что над трассой туман, будем ждать погоды. Есть время сбегать на старт, чем я и пользуюсь. Зрелище не зрелищное. Машины поодиночке подезжают к стартовой точке, ставят отметку в маршрутном листе, ждут сигнала секундомера и срываются с места вдаль. Я неприкаянно брожу по лагерю. Тут меня находят организаторы и заявляют, что вертолёт готов к старту. Бегу. Сел. Отрыв.
Есть люди, которые любят повторять по поводу боязни высоты, что сверху на самом деле не страшно, мол "вы же не боитесь гугл мапс". У меня стойкое подозрение, что эти люди никогда не поднимались выше 10 этажа на лифте. У полётов есть маленькое отличие от гугл мапс, особенно у полётов на операторском вертолёте. Во первых гугл мапс не несётся под вами со скоростью 150-200 км\ч, и при развороте карты вас не вжимает в стул перед компьютером ускорением в 3g. Во вторых даже если вы быстро крутите карту вам в лицо не бъёт ледяной ветер как только вы решите взглянуть на монитор, кстати с всё той же сумасшедшей скоростью.
Когда пилот завидев экипаж на трассе говорит: "Вижу, ловим!" и бросает вертушку в ковбойский разворот фактически на одной точке, когда вертолёт кладёт почти на бок и взглянув вбок (а двери нет, она мешает съёмке) вы видите землю, а в кресле вас держит только ремень наподобие автомобильного и центробежная сила, вы инкстинктивно вцепляетесь обеими руками в раму вертолёта. И левая рука при этом обычно оказывается снаружи, где ледяной ветер. Выйдя из вертолёта, я минут пять не мог совладать со своим вестибулярным аппаратом, передвигаясь по твёрдой земле относительно прямо, но каждый раз занося ногу останавливаясь в сомнении, как её правильно поставить чтобы не упасть.
Выезд автобуса был назначен на 7:00 утра, поэтому зарядив будильник на 6 часов и скоренько набросав текст и подготовив фото я отправился на покой, лелея надежду, что выехав в семь утра уже к восьми я буду сидеть в пресс-центре штаба гонки. Не тут то было...
"Sin beer in the forest?"
Косноязычный журналист.
День третий. Воскресенье.
Автобус, по сложившейся традиции нарушения всех мыслимых графиков отправился около 8:40. Мчим во весь опор по трассе опаздывая к старту, естественно пресс-центр, интернет и розетка 220 пролетают мимо со свистом. По прибытию сообщили, что в вертушке образовалось свободное место и мне можно было вылететь второй раз. Благо ловить на земле уже было нечего, согласился.
И вот, одев перчатки потеплее, я бегу к вертолётной полянке вооружившись одолженным 70-200 IS USM 2.8. На этот раз сидел на месте второго пилота, имея не только дыру слева, но и неплохой обзор через фонарь спереди. К слову пилот компании HeliDrive оказался отменным психологом и приятным в общении человеком, успокоив меня когда я снова начал хвататься за стойку во время очередного кульбита. Когда выходил из машины ножки уже не дрожали, и вестибулярный аппарат вёл себя нормально, несмотря на то, что в это день был сильный ветер, и мы несколько раз проваливались в воздушные ямы, а всю дорогу была болтанка. Но по мне уж лучше болтанка, чем обледеневающие от тумана лопасти как в прошлый раз. Тогда вертолёт начал вибрировать на 95 км\ч от намёрзшего льда из-за чего было принято решение идти на базу.
В третий день соревнований пилоты шли один круг, так что уже к середине дня случился финиш. Понимая, что время катастрофически уходит, я умудрился поймать лидера гонки, Язида Аль-Раджи в сервис-парке. Ну что, вы уже догадались сколько минут у меня было на интервью и был ли рядом переводчик? Штурман Тимо Готтшальк (там всё строго, гонка формально не закончена) дал нам одну минуту. Скажу честно, когда я в детстве начинал своё обучение языкам в спец.школе для отпрысков консулов, послов и прочих дип.представителей, основным языком у меня был китайский.
В итоге, все кто смотрит видеозапись моего интервью с Язидом интересуются у меня: "Почему ты спросил у него, не грешил ли он с медведем в лесу?" Действительно, моё "seen" (видел - англ.) звучит как "sin" (грех - англ.), но Язид меня прекрасно понял. И как оказалось видел, не успел разглядеть но это, по его словам, было какое-то большое животное справа по ходу движения. Девушки из команды на Ё-мобиле высказали потом предположение, что это был заблудившийся зритель с прошлого сезона. Некоторые экипажи приходили на финиш в достаточно экстравагантном виде, G-Energy приехали на ободе, бескамерная покрышка слетела у них за несколько километров до финиша, но это не помешало их передвижению.
Настала пора сесть в автобус и ехать на награждение. Оно состоялось в месте старта, на Игоре. Лидером гонки ожидаемо оказался экипаж YAZEED Racing, который после проезда подиума умчался на самолёт похоронив надежду многих корреспондентов получить интервью. Третье место в общем зачёте внезапно занял бразильский экипаж, который впервые ехал по снегу. После достаточно слякотной церемонии на подиуме пресса переместилась в тёплый конференц-зал, где должны были вручать кубки победителям. Секундочку, сейчас я посчитаю, сколько было кубков. Судя по фото, что-то около 40 штук. 10 рядов по три штуки на одной стороне сцены, и ещё несколько комплектов на другой. Секундочку, сейчас я посмотрю, сколько было экипажей. Судя по таблице на сайте - 47.
Дальнейшая церемония вручения, которую я имел честь наблюдать, напомнила мне давно забытого уважаемого Леонида Ильича, многоуважаемоего. Чмок-Чмок-Чмок. Когда я увидел в видоискатель, поднимающихся на сцену за очередной порцией кубков в третий раз, основателей и организаторов этого соревнования у меня возникла стойкая ассоциация с чемпионатами мира по боксу по версии (нужное название спортассоциации подставьте сами).
Начался фуршет...