Компания Rambler Group заявила о нарушении якобы принадлежащих ей авторских прав на веб-сервер Nginx, разработанный ее бывшими сотрудниками Игорем Сысоевым и Максимом Коноваловым, и привлекла к решению вопроса российские силовые структуры.
«В московском офисе Nginx проходит обыск в рамках уголовного дела о нарушении авторских прав, возбужденного по заявлению Rambler Group», — пишет журнал Forbes со ссылкой на сотрудника компании Nginx Игоря Ипполитова. Также Ипполитов сообщил, что Сысоева и Коновалова увели на допрос, и опубликовал фотографии постановления об обысках. Позже Ипполитов удалил свой пост «по настоятельной просьбе», но он успел разойтись по Сети.
Хотя Nginx начинался как программа, которую Сысоев в начале 2000-х годов начал писать на работе для собственного развлечения, к концу десятилетия она оказалась чрезвычайно востребована на рынке программного обеспечения, и сделала своего основателя богатым. Теперь этот веб-сервер используют такие гиганты IT-индустрии как Netflix, Facebook, Apple, «Яндекс» и тысячи других компаний. Технологии российских программистов заложены в логику работы 60% из 100 000 самых посещаемых сайтов всего мира. В марте 2019 года Nginx за 670 миллионов долларов приобрела американская компания F5 Networks.
В Rambler Group считают, что раз Игорь Сысоев и его коллеги разработали Nginx будучи сотрудниками компании и в рабочее время, то она является «служебным произведением» и авторские права на программу должны принадлежать работодателю. Сысоев уволился из Rambler Group в 2011 году, поэтому объем претензий компании ограничен суммой в 51,4 миллиона рублей.
В 2012 году в интервью изданию «Хакер», отвечая на вопрос о том, как ему удалось сохранить авторские права на программу, Сысоев назвал проблему «довольно тонкой».
«В России законодательство устроено так, что компании принадлежит то, что сделано в рамках трудовых обязанностей либо по отдельному договору. То есть должен быть договор с человеком, где было бы сказано: нужно разработать программный продукт. В „Рамблере“ я работал системным администратором, разработкой занимался в свободное время, продукт с самого начала выпускался под лицензией BSD, как открытое программное обеспечение», — говорил он.
В Рунете на новость об уголовном преследовании успешного программиста Игоря Сысоева отреагировали преимущественно негативно. «Видимо у Рамблера совсем дела плохи, что заделались патентными тролями», — считает разработчик программного обеспечения Иван Шмаков.
«Зависит от трудового договора и поставленных договором задач, но само начало постановления — „неустановленные лица“ — что-то не клеится. Непонятно, кому они могли ставить конкретные задачи, которые он нарушил. Из „Рамблера“ [Сысоев] ушел в 2011 году, 10 лет они не замечали компании Nginx?» — задался вопросом директор по информационным технологиям компании Bitfury Group Алекс Петров.
«Трудовой договор не имеет значения, так как на тот момент не было 4 части ГК РФ, так что все что там написано не имеет юридической силы. Мало того, факт работы не передает автоматом права. Должен быть подписан договор передачи прав на исключительную лицензию от автора. А договор передачи прав не мог быть заключен, так как не было ГК РФ по этому поводу. Так же не может считаться это служебным произведением, так как ГК РФ тоже не было», — ответил Петрову Шмаков.