Кино

Расколовшиеся половинки

0 538

«Ещё один год»

Россия, «Мультилэнд», «Госфильмофонд», реж. Оксана Бычкова, в ролях: Надежда Лумпова, Алексей Филимонов.

Егор Комаров, Комар – ночной бомбила, не нашедший себя в основной профессии. Женя, его жена, устроилась бильдом в редакцию. Вместе они выбирают ему куртку на зиму; он закатывает хохочущую супругу в ковёр и разрешает ей выкинуть засохшие мандариновые корки. Только вот она хочет встречать Новый год с новыми приятелями-коллегами, он же предпочитает привычную посиделку в кругу старых друзей, а уж если «Хочешь со мной – будь со мной». Уже после праздников он попадёт в травмпункт и всё сильнее начнёт ревновать Женю к бильд-редактору, а та вдруг поймёт, что в компании с ним «деградирует», и однажды он в отчаянии крикнет: «Давай разводиться тогда!» - и она отрывисто и жёстко ответит: «Давай». «Мы разводимся по техническим причинам», - смеясь, скажет он в загсе, а она, едва не плача, выбросит на свалку их некогда общий матрас.

Это всё конец декабря – январь. Остальной год показан урывками: 17-го марта он ей наберёт, но она попросит: «Не звони»; 26-го августа уже она позвонит ему - и они снова встретятся… И закончится фильм снова под Новый год – когда оба снова будут понимать, как дороги друг другу, - но без присущей прочим мелодрамам однозначной определённости: суждено ли им вновь быть вместе – это додумает зритель. Вспоминая простые слова, ставшие некогда названием пьесы Александра Володина - «С любимыми не расставайтесь».

Режиссёр Оксана Бычкова влетела в наш кинематограф двумя совершенно блестящими фильмами – «Питер FM» и «Плюс один». Казалось, что человек, умеющий снимать столь качественное «зрительское» кино, не может остаться невостребованным – вот ведь кому следует «поднимать» у нас жанр романтически-комедийной мелодрамы!.. Однако «Ещё один год» - её первая большая работа за долгие шесть лет. Почему – вопрос больной, но вторичный; главное, что встречи с новым фильмом Бычковой лично я ждал с большим нетерпением. Ждал как События, заранее в него веря.

Но честно признаюсь: поклонники первых лент режиссёра могут оказаться разочарованными. Просто потому, что на этот раз Бычкова сменила тему. И «Питер FM», и «Плюс один» были не просто лёгкими и во всех отношениях приятными – они были про встречу двух сердец. А «Ещё один год» - про расставание. И тут уже особо не до шуток. Грустно ведь, когда люди расстаются; особенно грустно, когда расстаются «половинки». Этот мучительный процесс показан без прикрас и без идеализации – как обыденность. Прискорбная, но существующая. Интонацию поймать удалось; другое дело, что всё равно грустно.

Хотя смена темы не сказалась на авторском стиле. Здесь также очень симпатичны герои, которых любишь и понимаешь. Здесь также очень удачно «подсмотрены» нюансы, о которых и говорить неловко, столь «личными» они кажутся. Здесь также есть безусловно удачные сцены, вызывающие сочувствие и «приятие». Например, когда после бурной вечеринки героиня клянётся, что никогда больше не будет пить, и признаётся, что вообще ничего не помнит, - это находит живой отклик в зале: ситуация узнаваема, памятна. Сочувственный вердикт не пившего Егора: «Опасная у тебя работа», - принимается отлично.

1 Кадр из фильма «Ещё один год».

Целая юмористическая линия посвящена обыгрыванию «пятой точки». Сперва это звучит как комплимент: «Такая жопа удобная». Затем как упрёк: «Жек, ты жопа. Но я тебя всё равно люблю, хоть ты и жопа». Ну а ближе к финалу следует рассказ о японском ужастике «Анальный зомби», приятным образом закрывая обозначенную тему.

Даже развод здесь показан не без юмора: Егор говорит, что заплатит требуемую госпошлину, на что Женя откликается: «Типа, угощаешь?». Но в целом, конечно, история не очень смешная. Не даёт повода для улыбок. Честно показывая, из-за каких пустяков рушатся зачастую человеческие отношения.

Вневременной сюжет погружён в современность лишь отчасти. Известно, что начинается фильм в конце 2012-го, и «ещё один год» - это 2013-й. За кадром звучит новогодняя речь президента. Женя рисует Дарта Вейдера, на вечеринке звучат хиты из 90-х, друзья обсуждают спектакль «Враг народа» в Театре Маяковского да проект Быкова и Ефремова, на стене висит страница из журнала с рекламой ретроспективы Кончаловского… Но за «приметы времени» это вряд ли сочтёшь – правда, не всякий фильм таковых примет требует. Сравнение же с известной, популярной и попросту очень хорошей лентой «С любимыми не расставайтесь» 1979-го года оставим в стороне – Оксана Бычкова и не планировала ремейк, она лишь по-своему рассказала в чём-то схожую историю. Получилось именно что по-своему – так, а не иначе. Был тот фильм, теперь есть ещё и этот. Каждому поколению – своё.

2 Кадр из фильма «Ещё один год».

Но несмотря на то, что картина в любом случае в хорошую сторону отличается от потокового кино и удачно соединяет авторское начало со зрительским, шансы на призы «Кинотавра» великими, к сожалению, не кажутся. Хотя жюри вполне может отметить актёрские работы Надежды Лумповой и Алексея Филимонова – если не персональными наградами, то как минимум дипломом за сложившийся дуэт; примеры подобных дипломов в истории фестиваля уже были.