ВТБ, Сбербанк и Росбанк обнаружили попытки обмана своих клиентов кибермошенниками, которые обзванивали потенциальных жертв с предложением «помочь» оформить цифровые пропуска, и в ходе разговора пытались узнать их персональные данные.
«Аферисты под видом социальных работников обращаются к банковским клиентам, особенно людям пожилого возраста, с предложением „помочь“ оформить необходимое разрешение. При этом истинной целью звонка является получение персональных данных собеседника для их дальнейшего преступного использования», — сообщил РБК представитель банка ВТБ.
Несколько бдительных клиентов банка, которым поступили такие звонки, сообщили об этом в контакт-центр ВТБ, так что утечку конфиденциальных данных удалось предотвратить. Также поступили и несколько клиентов Сбербанка и Росбанка.
«Сбербанк проводит с клиентами разъяснительную работу и традиционно напоминает основные правила личной кибербезопасности: в частности, не сообщать посторонним людям свои персональные данные и данные о своих счетах», — рассказал журналистам представитель банка.
Накануне стало известно, что кибермошенники заняты созданием клонов государственных сайтов, с помощью которых россияне получают электронные пропуска самостоятельно. На фейковых ресурсах гражданам предлагают указать паспортные данные для оформления документов, а также реквизиты банковских карт, чтобы оплатить «услуги».
Собранные данные нужны, чтобы воровать средства со счетов, а также получать доступ к аккаунтам в социальных сетях и электронной почте. Преступники уже располагают определенным «пулом» взломанных аккаунтов, вредоносных Telegram-ботов и различных фейковых сайтов. Мошенников можно вычислить, используя сервис WHOIS, раскрывающий истинных владельцев сайта в Сети. Подозрительные ссылки стоит проверять там.
Сообщения о новых схемах мошенничества появляются регулярно, причем в большинстве случаев преступники пытаются воспользоваться невнимательностью и доверчивостью граждан. Например, мошенники часто обзванивают клиентов банков и предлагают им поучаствовать в «беспроигрышной лотерее» или опросе с гарантированным вознаграждением, а под предлогом выплаты комиссии «за перевод документов» просят сообщить информацию о карте. При выводе средств используются платежные системы мобильных операторов.
Часто злоумышленники представляются сотрудниками банка и под разными предлогами просят сообщить конфиденциальную информацию — номера карты, код из СМС или паспортные данные. Один из свежих способов обмана связан с использованием поддельных кол-центров и подмены номеров. Обычно во время звонка мошенники сообщают клиенту банка, что звонят из службы безопасности, и стараются убедить его продиктовать код подтверждения из пришедшего ему ранее СМС. О новых разновидностях мошенничества регулярно предупреждают в Сбербанке и полиции.