Москвич получил регресс по ОСАГО за ДТП, в котором не был виноват. Более того, и он сам, и его автомобиль физически находились в другом городе. Как это возможно?
В редакцию обратился автомобилист Анатолий, который оказался в уникальной ситуации. Из-за долгих лет безаварийного стажа водителя коэффициент бонус-малус, который страховые компании используют при расчете стоимости полиса ОСАГО, был минимален. Однако после манипуляций со стороны незнакомых ему людей стоимость ОСАГО выросла в разы.
«Мне на „Госуслуги“ пришло судебное уведомление о том, что меня вызывают в суд по делу о регрессе по ОСАГО со стороны страховой компании „Ингосстрах“ — там я постоянно страхуюсь. Я попал в ДТП в 2021 году, в той аварии я не был виновником. После ДТП моя машина получила серьезные повреждения и полгода стояла без движения в ожидании страховых экспертиз. И тут регресс — как так? Я ведь не был виновником аварии!», — рассказывает собеседник «Ридуса».
В суде Анатолий ознакомился с европротоколом, составленным на месте загадочной аварии.
«Согласно документу, я в городе Дзержинске Московской области „совершил“ ДТП, — продолжает автомобилист. — В протоколе указаны мои данные: номер телефона, права и так далее — все совпадает с моими, только вот подпись не моя. Да и машины моей в этом городе физически быть не могло: она стояла разбитая на другом конце Подмосковья».
Позже удалось выяснилось, что владельцем авто, которое на самом деле угодило в ДТП, оказался некий блогер Никита. С ним удалось связаться: сперва он отнекивался, утверждая, что понятия не имеет, о чем речь. Но позже признал, что действительно замешан в этой истории.
«Когда я ему позвонил, Никита признался, что это он сделал: якобы с деньгами у него было „напряжно“, и он таким образом решил отремонтировать свою BMW после аварии за счет страховки. У меня есть подозрение, что в страховой компании, где делали акт осмотра автомобиля, находится „его человек“», — отметил Анатолий.
«Позже этот блогер мне перезванивал, упрашивал меня „замять“ дело: он обещал все компенсировать, все восстановить и так далее, — рассказывает автомобилист. — Он проговорился, что сотрудник страховой компании обещал сделать все, как надо, но не успел подменить какие-то документы».
«Когда я лично позвонил в страховую, чтобы узнать, работает ли там этот сотрудник, который составлял акт осмотра, ему сразу же передали трубку. Он заявил, что если в акте стоит его подпись, значит, он его действительно составлял».
После этих махинаций стоимость ОСАГО Анатолия выросла с пяти-шести тысяч до 14-ти: «Чтобы мне обратно вернуться на свой низкий коэффициент, заработанный безаварийным стажем, мне потребуется более пяти лет вождения без ДТП», — пояснил он.
На данный момент Анатолий подал заявление в ОВД столичного района Коптево: в нем он указал, что в суде обнаружилось несходство подписей, что делает европротокол поддельным. Следующий этап — почерковедческая экспертиза, которая докажет, что подпись в европротоколе принадлежит абсолютно постороннему человеку.
«В любом случае, я докажу, что я не виновен, в Коптевском районном суде, — делится собеседник „Ридуса“. — Потребовать денег с этого блогера я не смогу, так как средства были выплачены страховой компанией. Но необходимо добиться справедливости. Да и на что они вообще рассчитывали? Что на человека „повесят“ вину за ДТП, в котором он не участвовал, а он не будет ничего с этим делать?»
В компании «Ингосстрах» «Ридусу» рассказали о том, как подобная махинация вообще оказалась возможной.
«К сожалению, такие ситуации возможны. Чужие данные в европротоколе могут быть внесены по ошибке, или же в результате мошеннических действий. По подозрительным и другим соответствующим определенным критериям европротоколам клиентам направляется уведомление об обращении по ДТП», — отметили в компании.
Как выяснилось, в «Ингосстрах» обращались страхователи, которые также сталкивались с тем, что в их европротоколах были чужие данные. По словам представителя страховой, в подобной ситуации «клиент должен подать заявление в полицию для дальнейших разбирательств».
С историей Анатолия ознакомился эксперт по автострахованию, автор Telegram-канала «Юризм» Илья Афанасьев. Он пояснил алгоритм действий водителя, попавшего в аналогичную ситуацию:
«Здесь надо приходить в суд и доказывать, что он не верблюд: его там не было и машина его не имеет тех повреждений, которые ему вменяет страховая. А потом обращаться в полицию с заявлением о мошенничестве», — отметил юрист в беседе с «Ридусом».
В свою очередь координатор движения «Синие ведерки» Юлия Каблинова отметила, что произошедшее с Анатолием вряд ли имеет массовый характер.
«Это, скорее всего, единичный случай, так как сотрудник страховой компании обязан проверить данные, указанные в европротоколе. Если европротокол направляется в бумажном виде, то сотрудники обязательно должны сверить данные того, кто подает европротокол и того, кто вписан как одна из сторон аварии. Если европротокол электронный, то такие проверки проходят автоматически», — отметила собеседница «Ридуса».
«Судя по всему, подавал европротокол потерпевший в аварии, а сотрудник страховой компании не провел проверку факта участия второго водителя в ДТП, — продолжает эксперт. — Обычно это проверяется звонком виновнику или, чаще всего, автоматически по соответствию данных автомобиля, участвовавшего в аварии, и данных полиса. Соответственно можно сделать вывод, что такая проверка не производилась».
«Однако можно предположить, что проверка все-таки была и данные совпали. Тогда в европротоколе изначально были указаны не настоящие данные как автомобиля, так и полиса, а это означает, что мы имеем дело со страховым мошенничеством и правоохранительные органы обязаны провести проверку как потерпевшего в ДТП, получившего страховую выплату, так и выяснить, кто же в действительности участвовал в аварии и была ли она», — заключила Каблинова.