«Расплата» (The Accountant)
США, реж. Гэвин О’Коннор, в ролях: Бен Аффлек, Анна Кендрик, Джон Бернтал, Дж. К. Симмонс, Синтия Аддай-Робинсон, Роберт С. Тревилер, Джеффри Тэмбор, Джон Литгоу, Джин Смарт.
Мистер Кристиан Вольф — человек-загадка. Для одних он — паранормальных способностей аудитор, помогающий добрым людям сэкономить на нюансах налогообложения и способный за сутки посчитать пятнадцатилетнюю документацию крупной компании. Для других — экономический преступник, работающий на самых опасных мафиози в мире, переводя их чёрный нал в белый и умудряясь как-то выжить при этом.
Про третью его сторону догадываются не все: Вольф — освоившийся среди «нормальных людей» аутист, ведущий аскетично-симметричную жизнь и обладающий не только зорким глазом и нечеловеческой силой, но и неистребимой привычкой завершать всё начатое — от пазла до расследования. Ещё у него дома есть пулемёт, а в спрятанном трейлере — запас бабла, золота, паспортов и оружия; всегда хорошо иметь всё это на всякий пожарный случай.
Трейлер фильма «Расплата»
Одних «Расплата» привлечёт дуэтом Бена Аффлека и Анны Кендрик, и это справедливо.
Аффлек здесь хорош, как редко когда. Вспомним, что как актёр он не всегда вызывал положительные эмоции у критиков, многие считали его, мягко говоря, чересчур однообразным — но на сей раз он рискнул бросить вызов нескольким очень крупным артистам, и нельзя сказать, что это было сделано зазря и бездарно. «Оскара» за такую игру, быть может, и не дают, но в памяти она наверняка останется — созданный Аффлеком образ вполне может прилипнуть к нему намертво.
У Кендрик роль тут сильно меньше — справедливости ради, она вовсе не главная, а второплановая, что не отменяет, конечно же, её важности. Дана Каммингс первой заметила нестыковку в бухгалтерской отчётности, поиск во всём равновесия и сблизил её — ненадолго и только по служебным обязанностям — с вызванным разгребать дела аудитором. Из предложенных обстоятельств — если коротко, то она отвечает в фильме за женственность и шутки — актрисе удаётся выжать, вероятно, весь возможный максимум.
Ролик фильма «Расплата»
Но всё же главная звезда этой картины — Гэвин О’Коннор, режиссёр «Воина», выдающейся экшен-драмы, заслужившей за пять лет с момента премьеры безусловный статус «обязательной для просмотра» (не стоит, конечно, путать тот фильм с российским псевдоремейком). Так что те, для кого значимо имя постановщика на афише, пойдут в первую очередь на него — в надежде вновь получить внушительную порцию драйва и адреналина. Надежда эта, сразу следует предупредить, будет в полной мере оправдана.
«Расплата» — отлично придуманная (тот самый случай, когда следует поблагодарить ещё и сценариста — Билла Дюбюка) и мастерски поставленная смесь детектива, боевика и бухгалтерского учёта. Хотя последнему внимания уделяется не так много, как может поначалу показаться: математические способности — лишь одна из красок, укрепляющих образ главного героя. «Убил?!. Калькулятором забил?..» — удивляется новостям про аудитора одно заинтересованное лицо, и в этом — тот самый элемент неожиданности, что играет на руку фильму. Который — если вычесть из сюжета десятки оставленных позади трупов — развивает традиции отнюдь не «Джека Ричера» или «Джейсона Борна», а скорее «Человека дождя», «Тэмпл Грандин» и в какой-то мере «Игр разума».
Ролик, посвящённый главному герою фильма «Расплата»
Это можно проглядеть в описании, но герой Бена Аффлека — действительно аутист, со всеми сопутствующими этому факту деталями: нервное детство, ежедневная медитация, странное порой поведение. При этом у него — высокофункциональная форма аутизма, которую со стороны практически и не заметишь. Помощь заботливых профессионалов и собственная метода армейского офицера (фигура отца в контексте картины вообще одна из ключевых) привели к тому, что Кристиан Вольф из изгоя превратился в полноценного члена общества — со своими, быть может, чудачествами, но у кого из нас таковых нет?..
Подобное к нему отношение — как к герою боевика, а не как к больному и психу — важнейшая составляющая фильма, в предельно увлекательной и абсолютно доступной форме дающая понять, кто такие эти аутисты на самом-то деле. Уж точно не инвалиды — в связи с чем можно также вспомнить слепого «Сорвиголову» (лучше не того, что с тем же Аффлеком, а нового, телевизионного), одноглазого мальчика-самурая Кубо, рыбок Немо и Дори (с его недоразвившимся плавником и её провалами в памяти), да даже и доктора Стрэнджа с трясущимися после аварии руками.
Ролик фильма «Расплата»
Отношение к ним именно как к героям складывается не из-за слезоточивой и жалостливой интонации (каковая присутствует, допустим, в любом российском высказывании на эту тему), а просто по той причине, что на них как на героев смотрят сами авторы фильмов. Не акцентируя внимания на их слабостях, а полностью сосредотачиваясь на их сильнейших и отличительных сторонах. Так что вспомните про эту «Расплату», когда в следующий раз столкнётесь с душещипательным репортажем из детского дома или класса коррекции; разница в подаче материала будет вам очевидна.
Забыть про «Расплату», впрочем, и без того не удастся: совсем скоро она наверняка войдёт в разнообразные топы лучших и любимейших фильмов на свете.