Кино

Распятие, употребленное не по назначению, вызвало скандал в Венеции

49 691

Набирает силу скандал, разгоревшийся на проходящем сейчас в Венеции международном кинофестивале. Католическая ассоциация подала в суд на съемочную группу фильма «Рай: Вера»: в кульминационной сцене картины главная героиня занимается любовью с распятием.

«Рай: Вера» - второй фильм задуманной режиссером Ульрихом Зайдлем «женской трилогии». Первая лента – «Рай: Любовь» - в мае участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля, а недавно вышла в российский прокат. Она поражала своей откровенностью – секс-приключения австрийской туристки в Кении показаны здесь со всей откровенностью, без тени смущения.

В новой работе режиссер пошел, судя по всему, еще дальше. Теперь он рассказывает о женщине (сестре своей первой героини), искренне и безмерно любящей Иисуса Христа. Настолько, что религиозная преданность постепенно перерастает в физическое влечение – и распятие используется не по прямому назначению.

Результат – незамедлительная реакция католических кругов, представители которых подали иск об оскорблении верующих вскоре после демонстрации картины в конкурсной программе Венецианского фестиваля. Режиссера, актрису Марию Хофштеттер, а также всех лиц, причастных к производству фильма и его демонстрации в рамках фестиваля обвиняют в нарушении статей 403 и 404 уголовного кодекса Итальянской Республики, в которых говорится об оскорблении религиозной конфессии путем глумления над людьми либо злоупотреблением предметами.

Как будут развиваться теперь события – покажет время, а вот что пишут о фильме российские кинокритики, посмотревшие его на фестивале. «По Зайдлю, веру от культа отличает всего лишь количество людей, в нее обращенных, - пишет Никита Карцев («Московский комсомолец»). - Вера в Бога или культ личности? Философское течение или секта? Семья или тюрьма? Существование любой, даже самой спорной системы координат лучше, чем хаос? А что, если именно этот порядок, нерушимый свод правил, выбивающий почву из-под ног всем несогласным, и есть подлинное безумие?» 

«Актрисе Марии Хофштёттер в этой роли пришлось преодолевать собственные застарелые предрассудки: она тоже верует, хотя и отказалась от какой-либо церкви, и сыграть, как вера уничтожает в человеке человека, ей было нелегко. Правда, она утешает себя мыслью, что "путь в рай тернист, каменист и труден"», - замечает Валерий Кичин («Российская газета»). 

«Анна же - довольно злое воплощение ложного понимания христианства, неглубокой практики современного проповедничества, - рассказывает Дарья Борисова («Независимая газета»). За примитивными рассказами о Пречистой Деве и чудесах скрыто паническое стремление заполнить пустоту своей жизни. Рядом загибается от одиночества муж-инвалид, а Анна таскается по притонам и пытается обратить неверных и заблудших. Разозлившись, смуглый белобородый супруг крушит все ее драгоценности: сбивает со стен распятия, опрокидывает с прикроватного столика картинку с совершенно сусальным ликом Христа и, наконец, срывает с крючка портрет Папы Римского - этот момент был встречен в фестивальном зале аплодисментами».

«Остроумный, парадоксальный фильм заставляет задуматься о том, как трудно в сегодняшнем мире спасаться религией, как мало приспособлены стародавние догмы и списки грехов к нуждам и возможностям современного человека и как неизмеримо велик зазор между идеалом и реальностью. Виртуозно снятое и сыгранное кино, конечно, должно стать одним из главных претендентов на фестивальные призы, но эпизоды несимулированного секса, а также различные манипуляции с распятиями, заставляют усомниться как в успехе такого рода, так и в том, что теперешнее российское Министерство культуры захочет выдать фильму "Рай. Вера" прокатное удостоверение», - предсказывает Антон Долин («Вести FM»). 

Последнее опасение - не случайно: совсем недавно в России прямо накануне проката со ссылкой на закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был запрещен фильм «Клип». Судя по всему, российскому прокатчику новой картины Ульриха Зайдля (а это та же компания «Кино без границ») имеет смысл готовится к новым неприятностям.