Расследования

Расследование: по чьей вине один за одним падают лифты

4 2869

На прошлой неделе специалисты Ростехнадзора признали все лифты жилого комплекса «Алые паруса» аварийными. Согласно проведенным исследованиям, обслуживание лифтов в доме не выдерживает критики. «Выведены из строя электрические устройства безопасности, контролирующие обрыв тяговых элементов», «на канатоведущем шкиве и электродвигателях главных приводных лифтов демонтированы металлические ограждения, имеется консистентная смазка и грязь, не исключено спадание тяговых канатов с направляющих элементов, износ несущих канатов», «не исключено самопроизвольное смещение грузов противовеса с вертикальной плоскости, имеется отклонение гидравлического буфера» — это лишь избранные цитаты из заключения Ростехнадзора. 

Напомним, речь идет о так называемом элитном жилом доме, на квартиру в котором простым гражданам не заработать и за сто лет беспорочной службы. С чем связан «лифтопад» последних месяцев и как с ним собираются бороться власти, разбирался корреспондент «Ридуса».

Не все старье становится антиквариатом

«Продолжает тревожить ситуация с лифтовым хозяйством в Москве и Санкт-Петербурге. Изношенность этого хозяйства достаточно высока. Не было серьезных или, точнее, трагических последствий, но количество отказов и происшествий, связанных с лифтовым хозяйством, увеличилось». Это цитата Сергея Шойгу за 2007 год, еще в его бытность главой МЧС. 

Девять лет спустя эти слова все еще весьма актуальны. Ситуация кардинально исправилась лишь в столице нашей родины. На начало 2016 года в Первопрестольной осталось 3784 изношенных лифта. Это три процента от общего числа подъемников. Власти обещают заменить все устаревшие подъемные механизмы в столице к началу следующего года, все московские лифты включены в региональную программу капремонта. В остальных субъектах страны картина куда более печальная.

Допустимый срок эксплуатации лифта составляет 25 лет. По достижении этого юбилея необходимо провести экспертизу. Ее результатом может стать продление срока службы на три года либо решение о замене подъемника. В российском жилом фонде сегодня «служит» 432915 лифтов. 119716 из них (27,65%) давно отработали нормативный срок службы. 

В некоторых регионах и вовсе давно пора кричать «караул». Так, в Карачаево-Черкесской Республике износ лифтового хозяйства составляет 77,18%. В Архангельской области — 72,04%, в Мурманской — 68,47%, в Нижегородской — 67,93%. Из 82 субъектов, представивших цифры Комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при Минстрое России, в 22 износ лифтового парка составляет более 50%. Ежегодно свой ресурс вырабатывают 2,3% лифтов или около десяти тысяч. До недавнего времени примерно такое же количество лифтов — 2,2% или 9518 штук — ежегодно заменяли на новые.

«Лифтопад» привлек внимание к этой проблеме. Региональные власти начали включать замену лифтового оборудования в программы капитальных ремонтов. По словам экспертов, износ лифтового оборудования напрямую связан с аварийностью: подъемник, выработавший свой ресурс, становится опасным. Отрицать этого нельзя, однако в тех же «Алых парусах» лифт отработал лишь 15 лет из 25 «гарантийно-эксплуатационных». Что же случилось?

Мы можем обслужить вас быстро, качественно и недорого. Выбирайте любые два пункта

Обслуживать лифты сегодня практически может любой желающий. Точнее, в данном сегменте рынка сегодня представлено два типа компаний. Это сервисные центры производителей лифтов и отдельные коммерческие структуры, не имеющие отношения к производителям.

Компании последнего типа «не все одинаково полезны». Одни честно зарабатывают свою копеечку, другие — предоставляют не слишком качественные услуги подешевле, третьи и вовсе работают только на бумаге, помогая недобросовестным управляющим компаниям (УК) проходить проверки контролирующих органов.

Так, например, десять дней назад омская полиция возбудила уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере в отношении директора УК «ЖЭУ № 1». В прошлом году этот ушлый господин собрал 7 миллионов рублей с собственников квартир девяти домов на ремонт и обслуживание лифтового оборудования. Как следует из заявления прокуратуры, ни копейки из собранных средств на указанные в смете позиции потрачено не было. В штате УК в принципе не было сотрудника, ответственного за проведение данных работ, а договор на обслуживание лифтов не заключался ни с одной специализированной компанией. Все собранные с жильцов денежки пошли в карман жулика, которому теперь грозит десять лет и крупный штраф.

Впрочем, этот случай, скорее, из ряда вон выходящий. Обычно дипломированные лифтеры в распоряжении «домоуправлений» все же есть, вот только уровень их навыков иной раз оставляет желать лучшего. Стремясь предоставить управляющим компаниям услуги подешевле, обслуживающие лифты организации нанимают людей, не имеющих специализированного образования. В Интернете полно объявлений по продаже соответствующих корочек.

1 2

Удивительно, но людей, согласных за 40 тысяч рублей в месяц рискнуть несколькими годами жизни (до 10 лет) в тюрьме в случае гибели в лифте двух и более лиц (не говоря уже про подделку документов), хватает. Скорее всего, они не задумываются о возможных последствиях своей деятельности, когда соглашаются получить вот такое «удостоверение стрелочника», однако жителям высоток от этого ничуть не легче. 

По словам президента Национального союза страховщиков ответственности Андрея Юрьева, экономия владельцев лифтов на привлечении специализированных организаций для обслуживания подъемников является одной из основных причин «лифтопада». Требования, предъявляемые к таким компаниям, сегодня обходятся достаточно легко.

Безопасная опасность

До недавнего времени лифты были куда более безопасными. Дело в том, что до 2012 года лифты считались опасными производственными объектами и входили в соответствующий реестр (реестр ОПО). Контроль и надзор за ними тогда осуществлял Ростехнадзор. 

Однако в рамках госпрограммы по снижению нагрузки на бизнес, лифты из реестра ОПО были выведены. В течение двух лет их безопасность государственным надзором практически не контролировалась. В 2014 году Ростехнадзору вернули часть полномочий по контролю над лифтовым хозяйством, а также по учету и расследованию аварий. Однако практически это означает то, что сегодня Ростехнадзор проверяет не организации, обслуживающие лифты, а владельцев лифтов. Сейчас ведомство не имеет права проверять обслуживающие и ремонтные организации, а также тех, кто оценивает техническое состояние лифтового хозяйства. Фактически «лифтовая» работа Ростехнадзора сводится к проверкам наличия необходимой документации: договора на техобслуживание и техосвидетельствования, приказов о назначении ответственных лиц, паспортов лифтов и т.д. и т.п. 

Любопытно, что на специализированных «лифтовых» форумах работники обслуживающих компаний охотно делятся друг с другом различными документами. Например, руководствами по обслуживанию лифтов.

3

Владельцев лифтов Ростехнадзор проверяет планово — не чаще одного раза в три года. Основанием для внеплановой проверки может стать уже произошедшая авария или обращение жильцов с жалобами на плохую работу лифта. Отсюда и советы гражданам обращать внимание на всякие неисправности: скрежет и скрипы при работе лифта, неточности в остановке кабины, любой сбой при открытии дверей. Выходит, что сегодня по давней традиции спасение утопающих — в руках самих утопающих, однако совершенно очевидно, что этого недостаточно.

Закон — это выражение любви к народу

В соответствии с данной цитатой из книги «Шан Цзюнь Шу», свою любовь к народу поспешили выразить многие народные избранники разных уровней и эксперты. 

Самым «любвеобильным» оказался Сергей Миронов из «Справедливой России», предложивший целый ряд законодательных инициатив. Он, в частности, призвал «регламентировать требования к безопасности содержания и эксплуатации объектов на федеральном уровне», «ужесточить ответственность за ненадлежащий ремонт лифтов и лифтового оборудования или его неисполнения». Мерой наказания за такие нарушения эсеры предлагают назначить штраф в полмиллиона рублей или тюремный срок до трех лет. Если же халатность привела к гибели одного человека, предлагают предусмотреть наказание до 10 лет лишения свободы, двух и более лиц — до 15. Кроме того, справороссы внесли законопроект, по которому за падение лифтов в многоэтажках должны отвечать губернаторы.

Председатель Комитета по вопросам строительства, архитектуры, ЖКХ и энергетики Мособлдумы Владимир Дупак предлагает вернуть лифты в реестр ОПО. Это означает ежегодную проверку их технического состояния и эксплуатационной документации. С похожим предложением выступили представители Ростехнадзора и представители Национального лифтового союза.

Внесли свое предложение в Госдуму и представители производителей лифтов. С их точки зрения, контроль за техническим состоянием лифтов после установки должны вести именно они. Кроме того, право на обслуживание лифтов должны иметь только те специалисты, которые получили сертификат производителя.

Пока ни один из этих законопроектов в жизнь не претворен, стало быть, жителям многоквартирных домов остается надеяться на добросовестность обслуживающих компаний да читать материалы из серии «как выжить при падении лифта». 

Пока «лифтопад» унес не так много жизней — около 40 за последние десять лет по данным из разных источников. Хочется верить, что счетчик замрет на этих цифрах.