Образование

Разногласия в учебниках обсудили на Всероссийском съезде учителей истории

2 884

Апробация новых учебников по истории, подготовка методического комплекса, преподавание «трудных вопросов», отражение истории регионов в программе и учебниках, а также методы популяризации исторической науки — вот лишь малая часть вопросов, которые будут рассматривать педагоги, собравшиеся со всех регионов на третий Всероссийский съезд учителей истории.

Открыл мероприятие, которое продлится два дня, глава Российского исторического общества, председатель Госдумы Сергей Нарышкин:

У нас с вами общая цель — поддержать любовь к истории. Вы видите, во что пытаются превратить нашу общую историю недобросовестные политики на Украине, выискивая примеры раскола, извращая и замалчивая факты единения. Там воюют с собственным прошлым, а народ заставляют полюбить предателей и палачей.

Парламентарий отметил, что РИО намерено запустить программу поощрения лучших учителей истории: для этого общество проведет историческую викторину для всех желающих и расширит практику чтения публичных лекций по истории в регионах. Сейчас такие лекции по субботам можно послушать в Москве в Историческом музее, сама викторина пройдет уже осенью.

Председатель Ассоциации учителей истории и обществознания, академик РАН Александр Чубарьян счел необходимым расширить список тем для съезда учителей: по его словам, есть «проблемы с обществознанием».

Я недавно присматривал учебники по обществознанию. Они очень абстрактые и трудны даже для студента истфака, не то что для школьника. Может быть, взять за основу для учебников обществознания Конституцию? Опираясь на нее, можно рассказать и о политическом устройстве, и о правах, и об обязанностях граждан.

Чубарьян озвучил одну из основных проблем: по словам академика, региональные учебники по истории зачастую противоречат федеральным: «Федеральный учебник, конечно, может охватить историю всех народов нашей страны, но в общем и целом это общенациональная задача. Частично она решается на уровне региональных учебных пособий. Мы должны посмотреть, все-таки есть очень большая разноголосица, разнобой в этих учебных пособиях».

Он отметил, что нужно выработать единый принцип и подход в создании региональных учебников. В частности, по его мнению, пособия должны сосредоточиться на истории и культуре народов России: «Конечно, в высшей степени непродуктивно, если региональные пособия противоречат оценкам политическим и прочим — федеральному учебнику», — сказал академик, отметив, что это «непорядок».

В числе трудных вопросов отечественной истории, которые обсуждались в рамках съезда, Чибурьян назвал период СССР, оценку Октябрьской революции, роль Иосифа Сталина и период современной России. «Учителя интересуются, как подавать этот материал, по поводу которого имеются весьма разные суждения», — рассказал академик.

В свою очередь глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов заявил, что ведомство создаст все необходимые условия для разработки и внедрения концепции преподавания истории и обществознания в школе: «Крайне важна работа по разработке концепции преподавания обществознания. Естественно, что министерство образования и науки РФ создаст для этого необходимые условия», — сказал министр.

Он также отметил, что к разработке концепции привлечены лучшие профессионалы в своей области: преподаватели школ, вузов, а также ведущие ученые:

Я считаю крайне важной работу, которую провело общественно-профессиональное сообщество при обсуждении, а теперь внедрении нового учебно-методического комплекса по истории, историко-культурного стандарта. Он уже стал частью жизни нашей школы. Очень важно в ходе обсуждений сегодня и завтра обсудить те проблемы, те задачи, которые стоят на пути его использования в школе,приводит слова Ливанова РИА «Новости».

При этом сами учителя констатируют: интерес к истории в последние годы у школьников растет. Более того, с каждым годом все больше выпускников выбирают ЕГЭ по этому предмету. Если в 2013 году историю выбрали 19 процентов одиннадцатиклассников, то в этом ЕГЭ будут сдавать уже 22 процента. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал, что ГИА по истории после 9 класса захотели сдавать 8,5 процента учеников, тогда как в прошлом голу таких было меньше одного процента.

Основные проблемы, озвученные педагогами на съезде — классические: в регионах, особенно в небольших городках есть сложности с кадрами. Участники мероприятия признаются — выпускники исторических факультетов педвузов не далеко не всегда блещут профессионализмом. Одна из завучей сказала жестко и откровенно: «В школу ко мне пришли два новых учителя. Они поступали в педвузы со средним баллом аттестата „3“. Как они будут учить детей истории? Как завуч, вижу, что пока они — пустое место».

В работе двухдневного Съезда принимают участие более 500 человек из 70 субъектов РФ. «Ридус» сообщит читателям о главных результатах мероприятия.