«Порвать в клочья» российскую экономику не удастся, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров во вторник на брифинге с членами Ассоциации европейского бизнеса. «Тех, кто знаком с ее состоянием, не нужно убеждать, что Россия уверенно стоит на ногах», — сообщил глава МИДа. Попытки «наказать» Москву результатов не дали и не дадут, добавил он.
Цитату о «разорванной в клочья» экономике России запустил в мир президент США Барак Обама в январе 2015 года. Именно так он обозначил эффект от антироссийских санкций в своем послании к нации. Позднее эти слова не раз вспоминали представители российского истеблишмента, желая подчеркнуть, насколько преувеличивают их западные коллеги свое влияние на Москву.
В частности, президент РФ Владимир Путин в апреле того же 2015 года отметил, что говорить о коллапсе в российской экономике не приходится. Спустя ровно год, в апреле 2016-го, премьер-министр Дмитрий Медведев обратил внимание на то, что предсказания об экономическом разрушении страны так и не сбылись, и, несмотря на наличие некоторых трудностей, очевидно, что «никаких клочьев нет».
При этом российские власти не забывают подчеркивать положительные стороны санкций, в первую очередь, конечно же, развитие собственного потенциала. Напомнил об этом и Лавров. «Перед лицом такой массированной атаки из некоторых ведущих западных столиц и их заявлений, что это всерьез и надолго, что нужно мобилизовать единый антироссийский фронт, как мы можем в ключевых вещах полагаться на то, что кто-то будет продавать нужные нам технологии? Мы это все будем делать сами», — констатировал он.
© Алексей Филиппов/РИА НовостиПоложение в российской экономике сложное, но она не на уровне «клочьев», согласен с министром президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. В последнее время ситуация стабилизировалась, в том числе, благодаря стабилизации цен на нефть, и даже намечается осторожный рост, напоминает он. «Это явно не ситуация какой-нибудь Венесуэлы или Ливии. С экономической точки зрения Россия не провалилась», — говорит эксперт.
Он также отмечает повышенный интерес со стороны иностранных инвесторов: «У нас каждые облигации, которые выпускаются, перекупаются в 3−4 раза. То есть, грубо говоря, спрос превышает предложение по размещению. Иностранные инвесторы ищут и находят возможности по взаимодействию, даже обходят санкции в некоторых случаях. Например, заходят через третьи страны или размещают производство в РФ, таким образом, переставая быть не резидентами. В принципе, с этой точки зрения позиция достаточно сильная».
По мнению Дмитрий Абзалова, главная мысль выступления министра заключалась в том, что санкции доказали свою несостоятельность в качестве инструмента давления на Россию. Они никак не скорректировали позиции ни по Украине, ни по всем остальным направлениям, но при этом больно ударили по европейской экономике, которая, по самым скромным подсчетам, потеряла 30 миллиардов евро.
Пытаясь наказать Россию, Вашингтон прежде всего бьет по своему собственному стратегическому союзнику, вставляя палки в колеса европейской интеграции, полагает эксперт. В итоге это может демонтировать ту политическую систему, которая сложилась до введения ограничительных мер, рикошетом ударивших по Европе. «Те маневры, которые сейчас вырисовывают различные европейские партии, сложно было себе представить до начала украинского кризиса», — поясняет аналитик.
Сегодня многие страны ЕС находятся в стадии очередного избирательного цикла и начинают подумывать о своих экономических интересах. Санкции вызывают противоречия внутри европейских стран (включая локомотивы ЕС — Германию, Францию, Италию), заставляя их самоопределиться, что для Вашингтона не очень выгодно. «Зачем было создавать такой стресс для европейской экономики, для политической элиты ЕС, если можно было избежать этого, вопрос открытый», — отмечает Дмитрий Абзалов.
© Коллаж/RidusОн напоминает, что недавно были продлены персональные санкции против российских граждан, но при этом все чаще слышны разговоры о пересмотре секторальных санкций, которые летом были пролонгированы не на год, как обычно, а лишь до января 2017 года. Просматривается явная привязка к выборам президента в США и его инаугурации, которая должна пройти как раз в первом месяце года. В то же время страны ЕС не стали вводить новые санкции из-за ситуации в Сирии, что еще 1−1,5 года назад было бы вполне вероятно. Более того, это решение не удалось обозначить даже в итоговом заявлении после заседания министров иностранных дел стран ЕС, на котором ожидалось (но так и не состоялось) обсуждение данного вопроса.
Целый ряд стран, партий и парламентов, в том числе итальянский и французский, уже публично выступают за отмену секторальных санкций против России, потому что сегодня европейцы вынуждены выбирать между политикой и экономикой. Взаимные ограничительные меры оказались слишком большим испытаниям для европейской экономики, причем, с очень сомнительными результатами, потому что с политической точки зрения ситуация лишь ухудшилась по сравнению с тем, что было три года назад, считает аналитик. Очевидно, что санкции ни на что не влияют, а лишь выбивают возможность конструктивного диалога с Москвой, резюмирует он.