АО «ТКП», оператор российской системы взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ), предложил агентствам по продаже авиабилетов изменить схему расчетов за оформление билетов на бланках СВВТ. Эти бланки используются, когда билеты покупают не у авиаперевозчика напрямую, а у агентств-посредников. В определенных случаях, таких как продажа билетов по субсидируемым тарифам, агенты могут оформить билеты только на бланке СВВТ, пояснил президент Ассоциации агентств воздушного транспорта (ААВТ) Сергей Демиденко в беседе с РБК.
На настоящий момент при продаже билета с использованием бланков СВВТ «ТКП» вводит т. н. «таксу ZZ» в размере 185 рублей, которую платит пассажир дополнительно к стоимости билета. С 1 ноября «ТКП» намерена заменить эту таксу «сбором за услугу информационно-технологического обеспечения (ИТО)», который будет взиматься с агентств и включать НДС. Соответствующее дополнение к стандартному договору было разослано агентствам для ознакомления (копия имеется у РБК). Это приведет к увеличению стоимости каждого проданного сегмента перелета через ТКП с 185 до 222 рублей.
Сергей Демиденко привел пример расчетов: если семья из четырех человек летит по маршруту Новосибирск—Москва—Сочи (включающему 8 сегментов перелета), то их дополнительные расходы составят 1776 рублей вместо нынешних 1480 рублей (помимо стоимости билетов). Для агентств это нововведение существенно увеличит расходы на услуги ТКП, поскольку в настоящее время агенты оплачивают ИТО фиксированной суммой в 1,8 тыс. руб. в месяц.
Ассоциация агентств воздушного транспорта выражает опасения, что введение взноса существенно увеличит затраты агентств, делая их деятельность экономически невыгодной. Агентства часто работают с корпоративными клиентами по многолетним контрактам, и быстро изменить условия договоров будет сложно. В обращении ААВТ от 18 сентября к президенту «ТКП» Кузьме Михайлову (копия есть у РБК) отмечено, что разница между стоимостью билетов у авиакомпаний и у агентств может стать серьезным препятствием для покупки билетов у посредников для многих семей.
Союз агентств делового туризма (САД) также выразил обеспокоенность инициативой «ТКП». По словам председателя совета директоров «Аэроклуба» и члена правления САД Дениса Матюхина, ожидается, что нововведение приведет к необходимости пересматривать долгосрочные договоры с клиентами в сторону увеличения платы.
Транспортная клиринговая палата была создана в 1990-х годах авиакомпаниями для взаиморасчетов различных участников отрасли. Ранее ТКП исполняла функции исполнительного органа Минтранса по расчетам, как пояснили участники агентского рынка. На 2018 год, по данным СПАРК, мажоритарным акционером «ТКП» были структуры, контролировавшиеся семьей бывшего гендиректора «Внуковских авиалиний» Татевоса Суринова и его партнера Сулеймана Ибрагимова. В отчетности за 2023 год указано, что основными акционерами с долей свыше 20% являются «Апстрим-инвест» и два неназванных физических лица, ставшие акционерами в 2022 году.
По состоянию на 31 декабря 2023 года, ТКП имела договоры с 89 авиакомпаниями, 4 железнодорожными перевозчиками, 753 агентствами по продаже авиабилетов и 31 провайдером дополнительных услуг, как указано в отчетности.
Такса ZZ не раз становилась предметом споров внутри агентского сообщества и у транспортных прокуроров. В 2019 году «ТКП» пытался легализовать этот сбор, но изменения в Федеральные авиационные правила (ФАП) не были приняты. В 2021 году Пресненский районный суд Москвы отказал в иске Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, считая, что такса взимается законно. Прокурор аргументировал, что такса является доходом «ТКП», а не перевозчика, и, по закону, расходы на оформление авиабилета относятся к расходам перевозчика и должны учитываться в установленном им тарифе или сборе.
Одним из аргументов суда было то, что такса применяется с 2001 года, а иск был подан только в 2021 году, то есть после истечения исковой давности. Дело дошло до кассационной инстанции, которая оставила предыдущие решения в силе. Верховный суд России в 2023 году дважды отказывал в передаче кассационного представления для рассмотрения.
Однако этим летом Железнодорожный районный суд Новосибирска вынес решение по аналогичному спору не в пользу «ТКП», обязав компанию и авиакомпанию «Победа» вернуть пассажиру 185 рублей и компенсировать моральный вред. Иск был подан новосибирским транспортным прокурором в интересах пассажира Максимова Д. А., который из-за инвалидности не мог подать иск самостоятельно.
Представитель «Победы» в суде отклонил исковые требования, указывая, что такса не устанавливается авиакомпанией. «Победа» перешла на российскую систему бронирования Leonardo в 2022 году.
Ассоциация агентств воздушного транспорта полагает, что именно это судебное решение побудило «ТКП» заменить таксу сбором.
По данным самого оператора СВВТ, количество оформленных авиаперевозок растет. За январь–июль 2023 года через систему было оформлено 20,3 млн сегментов перелетов, что на 17% больше, чем за тот же период прошлого года. За весь 2022 год было продано 22,7 млн сегментов, а за 2023 год — 29,8 млн сегментов. В январе–июле российские авиакомпании перевезли 62,9 млн человек, сообщал глава Минтранса Роман Старовойт.