Драма «Лили и море» — первый полнометражный дебют актрисы Динары Друкаровой. При первом взгляде на трейлер кажется, что ничего особенного в картине нас не ждет. Разве что очередная феминистическая повестка, завернутая в тонкую пленку авторского кино. Однако фильм приятно удивил своим наполнением.
Вот что гласит официальный синопсис картины:
«Оставив всё позади, Лили сбегает на край света, чтобы воплотить в жизнь свою мечту — рыбачить в северных морях. Ей удается уговорить Йана, капитана траулера, дать ей шанс и позволить присоединиться к команде рыболовов. Лили — единственная женщина на борту, и рыбаки прозвали ее „воробышком“. Но за хрупкой внешностью скрывается несгибаемая воля, и вскоре Лили с помощью смелости и решительности завоевывает уважение всей команды и право на иную, свободную жизнь».
Первое, что хочется отметить: визуально фильм очень красив. Роскошные виды побережья Исландии и морских просторов завораживают. С самого начала этой красотой проникаешься, и хочется только одного: прыгнуть в самолет и улететь туда, разделив желание главной героини. И хотя дальше картина немного развеет романтику рыбацкой шхуны, любоваться просторами очень приятно.
Отдельно хочется отметить, что на сеансе фильм демонстрировался с субтитрами, а герои говорили то на французском, то на ломаном английском. И, сказать по правде, впервые за долгое время я отметил для себя красоту и текучесть французского языка, что, несомненно, повлияло на эмоции от кино.
Кстати, название очень точно отражает главный дуэт фильма и их основное сходство. Лили и море в картине выступают как неукротимые стихии. Их можно впустить в свою жизнь, но подчинить своей воле не получится. Ко всему прочему Лили — настоящая девушка-загадка. У нее нет прошлого, нет планов на будущее. Мы не знаем ее истории, разве что пару деталей, которые никак не помогают узнать ее ближе. Как и те, с кем она будет сталкиваться по ходу повествования, мы будем вынуждены оставаться с вопросами без ответов по поводу героини. Она преследует лишь одно желание — быть свободной. От чего? Похоже, ото всего.
В век, когда феминизм приобретает в глазах мира радикальный характер, а Голливуд буквально пихает в глотки идею God is a woman, приятно видеть историю, в которой женщина не хочет возвышаться над мужчинами не из глупой бравады, а хочет быть с ними на равных, и это вполне справедливо. Мужской мир воспринимает Лили с недоверием и даже насмешливо, но не ставит ей палки в колеса, а лишь показывает, что порой это будет тяжело.
Местами лента снята настолько бесхитростно и минималистично, что ее можно принять за документальный фильм о тяжелой доле профессиональных рыбаков. И да, на смену романтике морских просторов здесь приходит суровая и неприглядная рутина из ловли рыбы, ее сортировки, отмывания полов и стен от рыбьих внутренностей и куча мелких неудобств в виде ночных дежурств, не лучших условий для отдыха, опасностей и так далее. Порой кажется, что главной героине здесь и правда не место. Но сюжет уверен — счастье надо выстрадать, поэтому героиня не собирается отступать.
Единственное, что бросается в глаза и немного сбивает с толку, — это то, насколько быстро героиня преодолевает путь от новичка без навыков до опытной бывалой рыбачки (звучит немного грубо, но ведь Газманов такой статус еще в своей песне отмечал, не так ли?). В фильме это случается чуть ли не через пару монтажных склеек. Бац-бац, и вот уже она часть команды, часть корабля. И здесь недоумеваешь: и когда ты только успела, девочка моя? Получается, что развитие героев и их взаимоотношений оставлено за кадром, что убивает эмоциональную привязку. Возможно, создатели просто не хотели растягивать хронометраж, но добавь они пару диалогов и пару промежуточных сцен с эмоциями — картина бы от этого точно ничего не потеряла.
Женщина в этом мире все еще должна бороться за право быть счастливой, и это печально. А счастье порой заключается не в детях и не в стабильности, а в безграничной свободе. Именно этого и не понимают мужские персонажи, которые (что забавно) пытаются приручить и море, и главную героиню. Вот только ей не нужны ни замужество, ни четыре стены с днем сурка. Лили говорит, что стены на нее давят, и это ощущается сквозь экран.
Хронометраж у картины, кстати, совсем скромный — с титрами всего 84 минуты, и проносится лента как ветер. Концовка, к которой подводят зрителя, воспринимается очень неоднозначно. На поверхности перед нами что-то похожее на хеппи-энд, но, если копнуть глубже и прислушаться к балладе, звучащей на финальных кадрах, понимаешь, что создатели вложили сюда нечто большее. Но захочет ли зритель в это погружаться — вопрос сугубо индивидуальный.
В итоге перед нами воодушевляющее и красивое авторское кино о жизни, как она есть. Да, здесь немного больше сказки и хотелось бы чуть больше сопереживать персонажам, но ведь и в жизни очень многое остается за пределами нашей видимости. Как минимум после фильма захочется зайти в Сеть и посмотреть, сколько стоят билеты до Исландии. На рыболовецкое судно нас, конечно, не возьмут (без документов уж точно), но поймать немного романтики захочется однозначно.