На прошедшей вчера церемонии вручения премии «Ника» звучали разные речи – юморные и не очень, чаще о важном, порою о пустом. Но самые важные, пожалуй, слова были сказаны в конце этого ежегодного кинематографического праздника. Кинодраматург Юрий Арабов пессимистично пророчил грядущую гибель российского кино. Режиссёр Андрей Смирнов в ответ напоминал, что сейчас всё-таки получше будет, чем в тридцатые годы. Новый президент Киноакадемии Андрей Кончаловский мечтал о встрече зрителей и художников. А победитель Александр Сокуров просто благодарил Владимира Путина.
Юрий Арабов, получая приз за лучший сценарий (фильм «Фауст»):
- Вообще, в доме покойного не говорят о верёвке. Но я всё-таки, поскольку человек плохой, я о верёвке скажу. Вот у нас два киносоюза. Тридцать киношкол. Театральные училища. Кажется, три национальных премии – если ещё приплюсовать сюда «Белого орла» («Золотого орла» и «Белого слона» - ММ). Но каждый раз фильмы, которые мы делаем, в общем, выглядят – ну, как бы вам сказать – таким противным исключением из правил. Это такие белые вороны, причём неприятные белые вороны. Как сказал мне лично один очень известный министр и вице-премьер: «Всё хорошее в России внесистемно». Вот я не знаю, доживём ли мы с вами, когда всё хорошее в России будет системно и носить системный характер.
У нас проблемы: мы почти не можем работать. Идёт этот процесс сверху и снизу. Деньги в кино не поступают, поскольку это всё убыточно. Все фильмы, которые награждаются сегодня, убыточны, так как они являются частью нашей экономики, а экономика – убыточна. Поскольку существует на нефти, на распилах и так далее. Единственный вариант какого-то выхода из этой проблемы – это, конечно же, привлечение бизнеса. Если частный бизнес, с которого снимут просто все налоги за то, что он уйдёт в кино и в искусство, не придёт к нам, то мы, собственно говоря, погибнем. И вы, товарищ Гусман и уважаемая академия, будете давать в следующие годы операторские призы за «восьмёрки» в ситкомах, а мы, сценаристы, будем просто стоять в очереди, чтобы нам доверили экранизацию «гениального» мюзикла «Граф Орлов» (церемония проходила в театре «Московская оперетта», где идёт этот мюзикл – ММ).
Андрей Смирнов, вручая приз за лучшую режиссуру:
- …Покопавшись в интернете, я обратил внимание на жуткое нытьё, которое преобладает во многих блогах: «Какая катастрофа в нашем кино! Зритель не видит нашего кино!..». Долинин, замечательный оператор, в одном из интервью сказал: «А продюсер чего – он вчера торговал сапогами и помидорами, а сегодня он знает, как снимать кино»; и так далее. Мне это показалось странным.
Да, мы отстаём, конечно. Да, на рынке мы занимаем далеко не первое место, это правда, и стараться надо его занять, конечно. Только боюсь, что эта задача выпадет уже на долю не нашего поколения, а следующих. Но при этом – братцы мои! – всё время пишут формулировку «В наше трудное время». Вот мне хочется сказать всем присутствующим: окститесь! Это наше время трудное?! А в тридцатые годы не хотите? А в гражданскую войну? Или в Отечественную? Или как в замечательных стихах писал Александр Кушнер, поэт, которого я очень люблю:
«Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?..»
Да, мы живём сегодня в стране, культурный и нравственный уровень которой чрезвычайно низок. Повсеместно, снизу доверху. Но у нас такая работа!.. Мы помним, кто сказал, что интеллигенция - не мозг нации, а известно что, – и давайте это не забывать. Но другого мозга у нации как не было, так и нет - вот давайте об этом помнить!
Андрей Кончаловский, вручая приз за лучший фильм:
- …Единственное, что я могу сказать, что поздравлять, конечно, надо не выигравшего даже приз за «Лучший фильм». Поздравлять надо даже не «Нику», у которой есть возможности выбирать среди таких фильмов. Хотелось бы поздравить русского зрителя – что у него есть такое кино, которого он заслуживает, но не получает.
И вот я думаю, что эти картины, эти режиссёры, эти художники такого уровня сегодня, что не только не стыдно - удивляешься, как ещё у них хватает героизма сейчас заниматься поисками ответа на то, что такое человеческая душа! Теми вопросами, которыми занималось великое искусство, когда оно было героическим, в то время, когда люди вставали в очередь не потому, что картина заработала миллиард, а потому, что это была картина кого-то!.. Это, конечно, удивительно, что у нас сейчас такого уровня густое вино, понимаете.
Поэтому наш зритель, я считаю, это кино заслуживает - и наши режиссёры и художники заслуживают своего зрителя. Как бы сделать так нам всем вместе, чтобы они друг друга встречали чаще!
Александр Сокуров, получая приз за «Лучший фильм года» («Фауст»):
- Позвольте мне сказать, что нашего фильма этого не было бы, если бы не была оказана помощь Олегом Константиновичем Рудновым и Владимиром Путиным. На момент, когда наша картина погибала, именно премьер-министр Путин помог в поисках средств на эту картину. Я благодарю его за это, спасибо. Надеюсь, что я буду в этой череде не последним.
См. также: