«Большая Москва» – это чудовищный проект.
Почему вообще возникла эта идея? Раньше, при первой заявке, было сказано, что Москву хотят расселить, потому что Москва перенаселена и забита пробками. Идея была понятна.
Но постепенно стали известны подробности.
Проект обретает другие контуры, это очевидно. И этот проект окончательно убьет Москву, а не сделает ее цветущим городом.
Ведь этот «блин» по диагонали будет километров 70.
И с населением в 20 миллионов, как было сказано. Т.е. приблизительно 14% всей страны. А что, у нас нет земли в России? У нас нет регионов, которые должны развиваться? Кто будет обслуживать Москву? Получается так, что мы создаем этот «блин», для того чтобы остальная страна обслуживала центр? И почему такая чёткая цифра – двадцать миллионов? Она у нас какая-то сакральная.
И почему такой глобальный проект не проходит всенародное обсуждение, это слишком серьёзное финансовое вложение?
Новый проект наверняка не прошел экспертизу.
Я не могу ничего доказать, но поскольку вся страна пересечена взятками с юга на север, с запада на восток, понятно, что Москва не исключение. В то время как экспертизу должны были провести огромнейшую. К проекту должны были привлечь экологов, градостроителей, геологов, архитекторов, математиков. Этим должны были бы заниматься ученые. Но нашему доблестному президенту пришла в голову мысль. И он решил воплотить эту мысль в жизнь. Этакий Петр I. Но Петр ведь строил на голом месте. А если кому-то придет идея расширить Петербург? И мы будем двигаться навстречу друг другу и встретимся где-нибудь в Бологом. И появится сплошное гигантское городское пространство. Заодно, наверно, решим проблему сообщения между двумя столицами.
Градостроительство сегодня – эта наука с гигантским опытом за плечами.
Уж наверное можно было привлечь к проекту знающих людей, которые могли бы сказать, есть ли у «Большой Москвы» перспективы. Или мы вконец загубим всю нашу экосистему. Сам Достоевский записывал: «Человечество обновится в саду и садом выправится - вот формула». К сожалению, мы постоянно находимся во власти силы, денег, идеологии и невежества. Желание Достоевского об обновлении человека садом сегодня выглядит романтикой. Мы заложники частной собственности на леса, озёра, реки – всё это богатство отдаётся в частные руки якобы в аренду, а на деле – навсегда. И вход в этот сад запрещён. Посмотрите, что сделал Лужков вместе со своими архитекторами с Москвой. Перекорёжено всё её пространство. Буквально сметены отдельные зелёные оазисы. Москва перенаселена.
Наука градостроительства существует, и расчёты ещё никто не отменял.
Понятие пространства городской среды разрабатывалось ещё в эпоху Возрождения, да и задолго до неё. Город – это музыкальное сочинение, где есть главные темы, оркестровка, звучание отдельных камерных инструментов. Москву убивали тотально. Забивая домами-сваями малейший зелёный пятачок. Снося бездумно памятники архитектуры, направляя все силы на бессмысленный Сити-центр, который будет продолжать убивать гигантское пространство вокруг. А чего стоит Киевская площадь с её гремучим торговым домом-грейдером. И где же архитекторы, которые должны нести ответственность за градостроительство?
Когда-то вокруг столицы существовал лесной пояс.
За последние 20 лет его резали, резали и урезали до минимума, поэтому Москва – это сегодня грязный город. Все идеи по его «реанимации» должны сводиться не просто к тому, чтобы создать пространство для жизни – нужно также думать о парках, о высоте домов. Да много о чем.
Так что ничего нового в этом смысле не происходит.
Новой Москвы нам не предлагают. Мы, жители этой страны, являемся частной собственностью правительства, вот и всё.
Вспоминая классика, могу точно сказать: редкая птица долетит до центра этого города.
И не хватит силы розы ветров, чтобы прокачать воздух этого пространства.