Как пишет «КоммерсантЪ», ОНФ запросил данные этого мониторинга, и оказалось, что в целом по стране расходы по статье «СМИ» не уменьшились, а возросли.
Так, по данным доклада Минфина, пишет издание, расходы регионов на 30 сентября 2015 года по статье «СМИ» выросли на 422 млн руб. — с 36,158 млрд до 36,580 млрд рублей. В целом по стране рост составил около 1%. Рост показали 42 субъекта РФ, снижение — 40.
Лидером в этом мониторинге стал Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), где траты бюджета на информобеспечение возросли на 48% (в бюджет на 2015 год заложено 1,8 млрд руб.), рост по сравнению с 2014-м. По данным ОНФ, в 2014 году власти региона планировали потратить 1,25 млрд рублей. В пресс-службе губернатора ЯНАО пояснили, что траты на информационное сопровождение регион, наоборот, сокращал.
Помимо ЯНАО наиболее крупные СМИ-бюджеты по стране имеют Москва и Московская область. При этом Подмосковье в 2015 году показало самое большое снижение трат. После критики ОНФ власти региона снизили расходы на СМИ на 8% по сравнению с 2014 годом. Однако все же они остаются одними из самых высоких — 2,75 млрд рублей.
Краснодарский край сохранил уровень трат 2014 года — 847,97 млн рублей. Эксперты ОНФ полагают, что на тот момент траты были оправданы проходившей зимней Олимпиадой в Сочи. Экс-министр финансов края Иван Перонко считает это не совсем корректным. Пик расходов на Олимпийские игры пришелся на 2013 год. По его данным, расходы на СМИ в 2014 году составили 1 млрд рублей. Недавно утверждена краевая целевая программа «Медиасреда» с бюджетом 3,8 млрд руб. на период до 2021 года. По подсчетам правительства края, ежегодные затраты на информирование граждан о деятельности власти составят немногим более 600 млн рублей.
В Калмыкии, Чувашии, Коми, Северной Осетии, Кемеровской области расходы на информирование в 2015 году не запланированы или исключены из бюджета. В ОНФ отмечают, что не требуется полного отказа от таких расходов. Но, к сожалению, эксперты Фронта сталкивались с тем, что траты маскировали под другими статьями бюджета. По словам сопредседателя центрального штаба ОНФ Ольги Тимофеевой, в одних регионах за последние полгода закрыли ряд СМИ, в других — провели сокращения. «Значит, деньги идут не на поддержку изданий, а на финансирование пресс-служб, открытие новых информационных ресурсов», — считает она.
Напомним, Владимир Путин поручил губернаторам оптимизировать бюджетные расходы на пиар, а Минфину — проконтролировать поручение, данное по итогам первого «Форума действий», организованного ОНФ в декабре 2013 года. Теперь движение контролирует выполнение этого поручения. По предложению ОНФ правительство разработало меры, которые конкретизируют понятие «информационное освещение деятельности органов госвласти субъектов РФ». Речь идет также об исчерпывающем перечне закупок, под которыми заказчики пытаются завуалировать услуги по освещению своей деятельности. Этот порядок вступит в действие в 2017 году. До того времени ОНФ предлагает губернаторам публиковать отчеты обо всех расходах в этой сфере на своих официальных сайтах.