Рекордное количество американских компаний в Китае ускоряет реализацию планов по переносу производства или поиску иных источников поставок. Как показал ежегодный опрос бизнесменов, который проводит Американская торговая палата (AmCham) в КНР, около 30% респондентов рассматривают или уже начали такую диверсификацию в 2024 году.
Предыдущий максимум в 24% зафиксирован в 2022 году. В 2017 году, когда президент США Дональд Трамп начал первый президентский срок с повышения пошлин на китайские товары, показатель находился на уровне 23%.
Администрация бывшего президента США Джо Байдена подчёркивала, что его страна конкурирует с Китаем. Поэтому она ввела жёсткие ограничения на доступ китайских компаний к передовым американским технологиям.
Трамп на этой неделе подтвердил планы повысить тарифы на китайские товары на 10% и заявил, что пошлины могут быть введены уже с 1 февраля. Его слова свидетельствуют, что в отношении Китая позиция США с приходом к власти новой команды будет лишь ужесточаться.
Более 60% респондентов заявили, что напряжённость в отношениях между США и Китаем является самой большой проблемой для ведения бизнеса в КНР в предстоящем году. Второй по значимости стала конкуренция со стороны местных государственных или частных компаний.
Последствия пандемии коронавируса
Не только противостояние Вашингтона и Пекина тревожит бизнес. Предпринимателям не понравилась, как Китай закрылся от мира из-за коронавируса, отметил президент AmCham в Китае Майкл Харт.
«Это стало одним из важнейших факторов, побудивших людей осознать, что им необходимо диверсифицировать цепочки поставок. Я не вижу, чтобы данная тенденция замедлялась», — уточнил Харт.
Китай ограничил международные поездки и заблокировал некоторые районы страны во время пандемии COVID-19 в попытке ограничить распространение болезни.
Хотя Индия и страны Юго-Восточной Азии остаются самыми популярными направлениями для переноса производства, 18% участников опроса рассматривали возможность переезда в США в 2024 году, по сравнению с 16% годом ранее.
Хотя всё ещё остающиеся в Китае американские компании пока по-прежнему в большинстве, их число заметно снизилось. Чуть более двух третей (67%) респондентов заявили, что не рассматривают возможность переноса производства. Это на 10% меньше, чем в 2023 году.
Слабеющая экономика омрачает перспективы
Свою лепту в настроения иностранного бизнеса вносит ослабление второй по величине экономики мира. Её рост замедлился, а потребительские расходы после пандемии коронавируса снизились.
В конце сентября власти Китая начали наращивать усилия по стимулированию экономического роста и прекращению спада на рынке недвижимости. Пока неясно, какой эффект и в какой перспективе дадут эти меры.
Третий год подряд более половины респондентов AmCham в Китае заявляют, что не получают прибыли в данной стране. Они добавляют, что регион стал менее конкурентоспособным с точки зрения рентабельности по сравнению с другими мировыми рынками.
Как сообщает CNBC, доля компаний, которые больше не рассматривают Китай в качестве предпочтительного места для инвестиций, выросла до 21%, удвоившись по сравнению с уровнем до пандемии COVID-19.
Заглядывая в будущее, представители технологических, промышленных и FMCG-компаний заявили, что считают рост внутреннего потребления главной возможностью для бизнеса в 2025 году. По словам Харта, многие члены организации по-прежнему с оптимизмом смотрят на китайских потребителей как на «значительный и важный рынок».
Сервисные компании делают ставку на китайские предприятия, которые стремятся расширить свою деятельность за рубежом.