Религиовед, директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев прокомментировал новые заявления клирика Екатеринбургской епархии, духовника Среднеуральского женского монастыря схиигумена Сергия (Романова), которые прозвучали во время его встречи с журналистами и были опубликованы на YouTube.
«Новый гламурный образ схимонаха у нас формируется, для которого схима — просто красивая одежда, повышающая статус и дающая плюс к каким-то показателям, но не к красноречию, правда. Носить внешне похожий на панагию крест, заявлять журналистам, что только Поместный Собор будет решать его судьбу — это, конечно, яркие признаки „настоящего“ схимонаха. Случай [схиигумена Сергия] становится все более тяжелым, градус безумия нарастает, вся история местами из драмы переходит в комедию», — заявил Силантьев «Ридусу».
По его словам, священнослужитель плохо себя представляет, для чего в Церкви на самом деле собирают Поместные Соборы, и прикрывается рассуждениями о народной поддержке.
«Он считает, что его народ выбрал — как президента. [На самом деле] его не народ выбрал священником, а священноначалие, не народу он клятвы приносил о послушании, а священноначалию. Теперь оказывается, что его выбрал народ, и целый Поместный Собор надо собирать по его судьбе», — недоумевает Силантьев.
Религиовед напомнил, что Поместный Собор в России традиционно собирается с целью избрания нового патриарха и решения самых важных вопросов церковной жизни.
«Ему осталось дальше провозгласить себя архиереем и собственно выдвигаться в патриархи, как собственно у нас это пытались делать другие секты. А если не выберут, то объявить себя патриархом новой „настоящей“ Церкви с парой тысяч последователей, а может даже и меньшим числом. Он ссылается на то, что у него благословение от неких афонских старцев, это тоже, я считаю, „прекрасное“ заявление от схимонаха. Старцы с Афона обязательно анонимные, некий афонский старец с его точки зрения в разы авторитетней его собственного митрополита. Это, кстати, яркий признак нахождения в расколе и секте», — отметил эксперт.
«Это при том, что на Афоне полно людей, которые фактически предали нашу Церковь, поддержав действия Константинопольского патриарха Варфоломея [на Украине], когда он создал ПЦУ. Плюс [помимо монахов в монастырях] там живут откровенные фрики, которых оттуда регулярно депортируют, поэтому было бы интересно поименно узнать, какие конкретно старцы [благословили деятельность сихиигумена Сергия]», — добавил он.
Не на пользу схиигумену идет и его враждебное отношение к другим клирикам Екатеринбургской епархии, считает Роман Силантьев: «Тот факт, что человек прямо заявляет, что по соображениям ревности поднял бунт, приревновал своих монахинь к духовнику Ново-Тихвинского монастыря, схиархимандриту Аврааму (Рейдману), это, конечно, тоже свидетельствует о высокой степени „здравого рассудка“ и уже похоже на черную комедию».
«Ну и, конечно, очень „правильный“ христианский подход не пустить священника [Георгия Викторова], направленного указом митрополита в монастырь. То есть в отношении Сергия никто силовых акций и ограничения свобод не применяет, но он и его группа не пускают православного священника в православный монастырь. Возникает вопрос, а какое они имеют на это право? В женском монастыре вообще-то игуменья главная. Почему оттуда игуменью по факту выгнали, теперь в предательстве ее обвинили? Вот как это с христианской любовью сочетается?», — задается вопросами Силантьев.
Отдельно религиовед разобрал популярные в среде верующих сравнения схиигумена Сергия с другим известным в России старцем архимандритом Петром (Кучером) из Боголюбского монастыря во Владимирской области, который в прошлом тоже имел конфликт с руководством своей епархии. Также Силантьев указал на белые пятна в биографии 65-летнего схиигумена Сергия, и многочисленные вопросы, которые вызывает у верующих его криминальное прошлое.
«Отец Петр все-таки примирился со священноначалием. И последние годы жизни не высказывал странных идей, жил в мире с Церковью, принял схиму незадолго до смерти, замечу, был пострижен митрополитом Тихоном. И с миром ко Господу отошел, не остался в памяти народной ни сектантом, ни раскольником. В молодости архимандрит Петр прошел войну и гонения на Церковь, и, в отличие от Сергия, не был осужден за убийство, не сидел. Сергий гонениям несправедливым не подвергался ни разу, отсидел за свои преступления, а потом, когда стал священником, его все любили и уважали. Когда у человека в биографии начинается мифология, при том, что человеку не сто лет, — это вызывает большие вопросы», — пояснил Силантьев.
«Глядя на развитие ситуации, я уже начинаю сомневаться, а будет ли здесь секта, потому что если человек прогрессирует в таком направлении и с такой скоростью, то в общем дело может закончится очень небольшой группой последователей с такими же психическими отклонениями. Основатели сект все же по большей части вменяемые психически, а если уже начинается параноидальный бред, то это резко сокращает число сектантов. Тут я уже вижу такого рода вещи», — сказал он.
Примером неудачной попытки создать новую религиозную организацию Роман Силантьев называет секту Пензенских затворников.
«Вот был такой Петр Кузнецов, человек душевнобольной, он в свое время людей в Пензенской области под землю загнал, они там несколько месяцев просидели, их было немного, это был такой зародыш секты и она быстро закончилась. Если Сергий будет в таком же направлении развиваться, требовать созвать для себя Вселенский собор, провозгласит себя патриархом, я совершенно не удивлюсь… Такая, к сожалению, сложилась печальная ситуация. Конечно, есть еще шанс, как говорится, милосердие Господне безгранично, но пока ситуация развивается по наихудшему для „старца“ сценарию. Я так понимаю, люди глядя на его „смирение“, начинают от него отходить», — заметил Силантьев.
«Посмотрим как будет ситуация развиваться. Я лично считаю, что не надо монастырь штурмовать и оттуда его выкидывать. Все решения должна игуменья принимать, которая является настоящей хозяйкой этого монастыря. Священным Синодом именно ей поручено им управлять. То что человек узурпировал полномочия игуменьи, будучи мужчиной, добавляет фарса в эту историю. Были случаи свержения братией игумена со своего поста, но чтобы мужчина сместил игуменью и захватил власть в женском монастыре — лично мне такие прецеденты ранее были неизвестны», — заключил Роман Силантьев.
Ранее зампред Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе также выразил надежду, что ситуация в Среднеуральском монастыре разрешится без насилия. Ожидается, что повторное заседание епархиального суда по делу схиигумена состоится 26 июня.
Как сообщал «Ридус», конфликт между схиигуменом Сергием и священноначалием РПЦ начался после того, как старец в одной из своих недавних проповедей проклял сторонников «беззаконной изоляции» и закрытия храмов под предлогом борьбы с эпидемией коронавирусной инфекции. Саму эпидемию он назвал выдумкой трусливых безбожников.
В Екатеринбургской епархии сообщили, что настоятельница Среднеуральского монастыря игуменья Варвара (Крыгина) временно покинула обитель вместе с частью монахинь, выступив тем самым против «раскольнической позиции» Сергия, и для того, чтобы «избежать ненужных распрей», дав схиигумену «время одуматься». Священник Георгий Викторов, который был назначен в монастырь митрополитом Екатеринбургским Кириллом для совершения богослужений, и вовсе не смог попасть внутрь.