Продолжающиеся вооружённые конфликты на Украине и Ближнем Востоке оказались самыми мощными стимулирующими факторами для ВПК практически всех стран мира. Однако нынешняя ситуация примечательна том, что стремительно разгоняющаяся гонка вооружений привела не только к росту разработок и производства в области классических вооружений.
Нынешний оружейный бум характеризуется тем, что компании наперебой соревнуются не только в том, кто произведёт больше танков, ракет или снарядов, но и в том, кто поразит воображение военных и гражданских самыми необычными видами оружия. И если совсем недавно таковыми казались беспилотники всех видов и мастей, то сегодня оборонные компании бросаются во все тяжкие, выдавая на-гора самые неожиданные и сомнительные проекты.
При этом некоторые из них разработаны многие годы назад и отвергнуты военными за несвоевременность или просто за ненадобностью. Сегодня, когда прежние ориентиры потеряны окончательно и совсем непонятно, какое новое оружие «выстрелит» завтра, футуристические проекты из пыльных сейфов устремляются в сборочные цеха, а затем и на испытательные полигоны.
Здравствуй, старый рельсотрон
На днях японское агентство по технологиям, закупкам и логистике (ATLA) опубликовало изображения повреждений корабля-мишени после попадания в него снарядов, выпущенных из… электромагнитного рельсотрона. Японские власти заявляют, что в ходе демонстрации получены ценные данные и опыт, которые будут способствовать дальнейшему развитию возможностей использования данного вида оружия.
Разработкой рельсотронов занимались многие компании и военные структуры, включая ВМС США. Однако, несмотря на наметившийся прогресс, в начале 2020-х годов работы свёрнуты из-за существенных технологических препятствий.
Как это было
Компания ATLA представила дополнительные сведения об испытаниях рельсотрона в море. Презентация прошла на ежегодном симпозиуме по оборонным технологиям, открывшемся несколько дней назад.
Для испытаний прототип системы вооружения установлен на задней полётной палубе JS Asuka — уникального испытательного корабля водоизмещением 6200 тонн, принадлежащего Морским силам самообороны Японии (JMSDF). Фотографии рельсотрона на борту Asuka начали появляться в апреле, а в сентябре ATLA рассекретила первую партию изображений с морских испытаний вместе с кратким описанием результатов.
Использованный в испытаниях прототип рельсотрона представляет собой усовершенствованную версию конструкции, которую ATLA разрабатывает с середины 2010-х годов. Данная работа включала предыдущие испытания с боевыми стрельбами на наземных объектах и как минимум один тест на море, не подразумевавший стрельбу по реальному судну-мишени.
Вместо химического топлива (пороха) в рельсовых пушках обычно используются электромагниты для придания снаряду сверхвысокой скорости.
В ходе морских испытаний в начале 2025 года запущены снаряды в форме дротика с четырьмя стабилизаторами сзади и без боевой части. Изначально снаряды находились внутри поддона, распадавшегося после вылета из ствола. В задней части имелся отпадающий после выстрела металлический стержень, проталкивавший снаряд в поддоне вниз по стволу.
При этом в качестве мишени для установленной на JS Asuka рельсовой пушки использовалось похожее на буксир судно. Во время испытательных выстрелов судно-мишень двигалось на буксире за другим кораблём. По нему произведено несколько успешных выстрелов. Крестообразные проломы в корпусе свидетельствовали о стабильном полёте снарядов, оснащённых крестообразными стабилизаторами.
Помимо выстрелов по кораблю-мишени по прямой, стрельба из рельсотрона велась под углом 45 градусов вверх, чтобы дать возможность собрать данные об основных баллистических характеристиках оружия и снаряда.
Операторы наводили рельсотрон дистанционно с помощью установленной под стволом камеры. На палубе JS Asuka установлены дополнительная высокоскоростная камера и небольшой радар для сбора дополнительных данных. Беспилотник снимал испытания сверху.
Ценный опыт
ATLA заявляет, что испытания предоставили ценный опыт установки и эксплуатации рельсотрона на реальном военном судне. При этом очевидно, что штатный морской рельсотрон может выглядеть иначе. Скорее всего, он будет глубже интегрирован в корабль по сравнению с испытательной установкой на JS Asuka.
Более традиционная установка на любом корабле потребовала бы выделения достаточного пространства над и под палубой, что необходимо для рельсотрона и связанных с ним систем.
В остальном ATLA дала понять, что продолжает совершенствовать ключевые технологии в рамках текущих усилий по разработке рельсотрона, включая вопросы питания боеприпасами, охлаждения и предотвращения быстрого износа.
Японские власти заявляют, что им удалось продемонстрировать ресурс ствола более 200 выстрелов при стрельбе со скоростью снаряда около 2300 метров в секунду. По данным на 2023 год, ATLA могла стрелять из прототипов рельсотронов со скоростью снаряда около 2230 метров в секунду и заявляла о стремлении к ресурсу ствола в 120 выстрелов.
Проблема износа
Известно, что износ стволов в результате непрерывной стрельбы снарядами на очень высоких скоростях является одной из давних проблем рельсовых орудий. Изношенный ствол может привести к снижению дальности и точности стрельбы, увеличить риск катастрофического отказа.
Рельсотроны предъявляют высокие требования к выработке электроэнергии и охлаждению, что исторически делало их весьма громоздкими. Установка на JS Asuka включала в себя четыре грузовых контейнера, заполненных дополнительным оборудованием для удовлетворения данных потребностей.
Чем хорош рельсотрон
По данным журнала National Defense Magazine, главный директор отдела политики в области вооружения ATLA Казуми Ито выступил на панельной дискуссии в ходе выставки DSEI Japan 2025 в начале года и заявил, что усилия его страны по рельсотрону прогрессируют, хотя и признал наличие определённых проблем.
Потенциальные выгоды от разработки практичного рельсотрона, пригодного для оперативного применения в военных целях, весьма велики. Такое оружие обладало бы ценными противоракетными и противодроновыми возможностями, способностью поражать практически любые цели на море и на суше. Оно имело бы дополнительные преимущества в виде относительно низкой стоимости боеприпасов и высокой ёмкости магазина. Практическое применение электромагнитного рельсотрона позволило бы создать высокоэффективную и гибкую систему вооружения, способную быстро поражать широкий спектр целей на море, на суше и даже в воздухе на значительных дальностях.
Ранее Япония выражала заинтересованность в такой возможности, в том числе для защиты от гиперзвуковых угроз. Такое оружие имело бы преимущества по сравнению с традиционными ракетами класса «земля — воздух» и «земля — земля» с точки зрения объёма боезапаса и его стоимости, учитывая небольшие габариты и более низкую стоимость отдельных снарядов.
Когда речь идёт о военных кораблях, где физическое пространство имеет решающее значение, а возможности перезарядки ракет в море крайне ограничены, наличие системы вооружения, стреляющей недорогими боеприпасами из большого магазина и способной поражать широкий спектр целей, было бы несомненным преимуществом.
При этом преимущества рельсотронов могут распространяться и на наземные типы носителей. Недавно ATLA представила установленный на грузовике рельсотрон.
Другим тоже интересно
Япония и США — не единственные страны, проявившие интерес к электромагнитному оружию. Китай экспериментирует с рельсотронами с 1980-х годов, хотя и с существенными перерывами. В 2018 году появился прототип рельсотрона, установленный в большой башне на корабле Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая. Точный статус данной программы пока неясен.
Работы над рельсотронами ведутся в Германии и Франции. Причём в последние годы особое внимание общественности привлекли разработки рельсотронов в Турции. Во всём мире сохраняется интерес к данному виду оружия для морского и наземного применения.