Стало известно, что комнаты московского общежития Министерства обороны России на улице Большой Пироговской, 51, опечатаны. Несмотря на судебные запреты и требования Совета по правам человека при президенте РФ, военное ведомство выселило жителей здания, известного также как «дом-пила», без предоставления альтернативного жилья.
Более 170 жильцов общежития сегодня выселены оттуда практически полностью — с участием военной полиции и судебных приставов. В здании остались жить восемь семей.
«В общежитии проживает пять детей, из них четверо — мои. Старшему 14 лет, младшему семь месяцев», — рассказала «Ридусу» Светлана Климова, одна из жильцов общежития.С отцом своего первого ребенка Светлана развелась еще десять лет назад. Примерно тогда же она въехала в общежитие на Большой Пироговской вместе с матерью — старшим прапорщиком, заведовавшей в Военном университете курсантской столовой. После следующего неудачного брака Климова растит детей одна.
«Я ребенок военных, большую часть жизни провела по военным городкам. Последним местом назначения оказалась Москва, „дом-пила“. Другого жилья, как и у всех, у нас нет», — добавила Климова.Остальные жители «дома-пилы» — тоже либо сотрудники Военного университета, либо военные пенсионеры. Среди них немало инвалидов. 56-летний Игорь Кот — в прошлом военный психолог, работавший с ветеранами «горячих точек», в том числе чеченских войн, — в 2017 году пережил инсульт. Кот отчасти восстановился, но совсем не говорит, не может читать и писать.
Ольга Кожевникова, бывшая жена офицера — тоже инвалид, в 2010 году она потеряла зрение. Еще в 1991 году она въехала в «дом-пилу» с мужем — слушателем Военного университета, три года спустя родила сына, но вскоре муж от нее ушел. Кожевникова осталась в общежитии с престарелой матерью и ребенком, страдающим диабетом.
«Чтобы сохранить комнату, я устроилась уборщицей в университет — ведь после того, как муж кончил курс, нужно было съезжать. Сына и мать нужно было постоянно возить по больницам, и, судя по всему, из-за нервных потрясений перестала видеть. Работу, конечно, пришлось бросить», — сообщила Кожевникова.Большая часть оставшихся в общежитии семей сопротивляется выселению. 11 июля Светлана Климова, Анастасия Кот и Елена Волкова вышли с одиночными пикетами к зданию Минобороны, требуя предоставления альтернативного жилья. На сторону жильцов общежития в разное время вставали председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов, омбудсмен Татьяна Москалькова, общественная организация «Офицеры России», партия Ветеранов. Но и их требования предоставить альтернативное жилье на сегодня ни к чему не привели.
«У меня на руках шесть решений суда, запрещающих меня выселять без предоставления альтернативного жилья. 30 июля состоится седьмое разбирательство с министерством в Московском городском суде. Но все эти решения Минобороны не замечает», — рассказывает пенсионерка Аида Ким.Аида Ким — вдова сотрудника Военного университета — дочь дальневосточных корейцев, в 1937 году депортированных в Среднюю Азию. Это позволило ей 19 лет назад получить статус жертвы политических репрессий: «Я единственная в нашем доме, кто имеет этот статус, но министерство он не интересует», сокрушается Ким.
Выселенные жильцы снимают квартиры или оседают у родственников и друзей, но продолжают борьбу за предоставление альтернативного жилья. «Нас с детьми тоже 12 июля должны были выселить, но благодаря пикетам и интересу общественников предоставили очередную отсрочку», — добавила Светлана Климова.
Дом был построен в 1929—1932 годах как общежитие для Института красной профессуры. Еще до окончания строительства здание передали военным. Оно состоит из восьми корпусов, расположенных в шахматном порядке, из-за этого комплекс стали называть «дом-пила».
До 2015 года общежитие находилось на балансе Военного университета, но затем его передали Центральному территориальному управлению МО РФ. Вскоре после этого здание было признано аварийным, хотя часть корпусов недавно была отремонтирована. Под этим предлогом с 1 февраля 2019 года началось активное выселение жильцов.
«Ридус» направил запрос о ситуации на Большой Пироговской в Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ.