Культура

Реставрация уникальных фресок церквей Ростовского кремля. Фоторепортаж

1 585

Ростовский кремль был построен на берегу озера Неро примерно в 1670—1683 годах. Стены одинадцати башен имели скорее декоративную, нежели оборонную функцию. В архитектурный асамбль крепости входят 13 объектов исторического наследия, в том числе Успенкий собор со звонницей, церкви и жилые постройки.

Особенностью внутреннего убранства некоторых церквей (Церковь Иоанна Богослова, Церковь Воскресения и Церковь Спаса на Сенях) является их фресковый (исполненный поверх штукатурки) иконостас, отличающийся от повсеместно распространенных деревянных иконостасов, где иконы написаны на досках, вставленных в каркас. Удобство каркасных иконостасов заключалось в возможности производить текущую реставрацию, а также по необходимости менять образа. 

Митрополит Иона Сысоевич, создатель Ростовского кремля, сделав иконостас фресковым, создал условия, при которых если бы кто-то из последователей митрополита захотел бы поменять убранство церквей, ему пришлось бы затратить не малые деньги, таким образом навсегда запечатлев свое видение церковной истории в стенах Кремля.

Слой штукатурки, наносимый под фрески, достигает почти 3-х сантиметров. Для того, чтобы он не осыпался, в XVII веке была придумана технология, позволявшая удерживать даже очень толстый слой штукатурки. Сначала в стену вбивались железные кованные гвозди, на которые впоследствии наносилась штукатурка. Таким образом масса штукатурного слоя равномерно распределялась по стене. Однако под воздействием температурных перепадов гвоздь постоянно менял объем, расшатывая, во-первых, свое гнездо, затем выдавливая прятавший его слой штукатурки, что создавало огромные проблемы при реставрации. В советские времена была найдена технология спасения фресок: металлические гвозди заменялись на керамические (менее подверженные внешним воздействиям). Эта технология была применена в одной из самых известных церквей Ростовского кремля Церкви Спаса на Сенях, которая считалась домовой церковью амбициозного митрополита. Сегодня ее фрески выглядят также как и в конце XVII века.

© Артем Фролов/Ridus.ru

© Артем Фролов/Ridus.ru

© Артем Фролов/Ridus.ru

© Артем Фролов/Ridus.ru

© Артем Фролов/Ridus.ru

© Артем Фролов/Ridus.ru

© Артем Фролов/Ridus.ru

© Артем Фролов/Ridus.ru

© Артем Фролов/Ridus.ru

© Артем Фролов/Ridus.ru

© Артем Фролов/Ridus.ru

© Артем Фролов/Ridus.ru

© Артем Фролов/Ridus.ru

© Артем Фролов/Ridus.ru