Происшествия

Ретроспектива «Кировлеса»: никакой политики, только экономика

84 503

Лес в Кировской области. © Владимир Астапкович/РИА Новости

Алексей Навальный, безусловно, может называть себя политическим деятелем и даже грезить о статусе кандидата в президенты страны, вот только судебное разбирательство, которое стартовало 17 апреля, но было перенесено на 24-е, не имеет никакого отношения к политике (кроме разве что незримого участия в нем вятского губернатора и бывшего соратника Навального Никиты Белых).

Так называемое «Дело Навального», или «Дело "Кировлеса"», как его еще называют, относится к делам 2009 года. Само дело в отношение блогера было возбуждено в мае 2011 года по статье 165 УК РФ («причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения»).

По словам официального представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина, в 2009 году Алексей Навальный ввел в заблуждение директора ГУП «Кировлес» Вячеслава Опалева, склонив его к заключению невыгодного контракта.

Впрочем, Опалев уже видел Навального прежде – на встрече губернатора с руководителями крупных предприятий Кировской области в январе 2009 года. Тогда Белых представил своих будущих советников на общественных началах. Среди них был Алексей Навальный.

Здесь следует отметить, что официально Навальный был назначен советником губернатора лишь 21 мая 2009 года. В то же время, уже в феврале 2009 года, Навальный со своим будущим «подельником» Офицеровым приезжает в офис «Кировлеса». Навальный представляется советником губернатора Кировской области Никиты Белых (напомним, что на тот момент он им официально не являлся). А затем Навальный, которого директор «Кировлеса» воспринимает как официальное лицо, обещает Опалеву поддержку со стороны администрации Кировской области.

Далее, как сообщают источники в следствии, Нальный уже правит бал сам. Он знакомит Опалева с Офицеровым и поручает Опалеву дать Офицерову информацию о структуре «Кировлеса», ассортименте продукции, а также «иные необходимые данные». То есть, по сути, начинает заниматься управленческими функциями, являясь при этом обычным жителем Москвы, который иногда наезжает в Киров.

Уже в марте 2009 года в стенах правительства Кировской области Навальный заявляет Опалеву, что его компаньон Офицеров создаст предприятие для оказания посреднических услуг по сбыту добытой и переработанной «Кировлесом» лесопродукции «с целью последующего совершения растраты вверенного Опалеву имущества». И Опалев соглашается.

Тут же регистрируется контора под названием «Вятская лесная компания», где единственный участник и генеральный директор – это сам Офицеров. В апреле Опалев подписал подготовленный Навальным и Офицеровым договор.

Теперь «Кировлес» должен был поставлять товар грузополучателям, указанным в приложениях к договору. Следствие уже выяснило, что Навальный, Опалев и Офицеров знали, что «Вятская лесная компания» (ВЛК) будет оплачивать товар по заведомо заниженной цене по сравнению с той, что могло бы получить КОГУП «Кировлес» от покупателей без использования посреднических услуг ВЛК.

19 мая 2009 года гендиректором Опалевым издал приказ № 76 «Об установлении порядка реализации лесопродукции», которым был введен запрет лесхозам «Кировлеса» самостоятельно заключать договоры поставки в отношении лесопродукции.

В общей сложности, сообщают источники, предприятием было отгружено 10084 куб.м леса на сумму более 16 млн рублей. Сама сумма нанесенного предприятию ущерба оценивалась в 1,3 млн рублей.

Вообще, надо отметить, что КОГУП «Кировлес» - одно из крупнейших лесозаготовительных, лесозащитных предприятий Кировской области. Однако когда Навальный начинал свои бизнес-проекты, оно переживало последствия кризиса. По данным на начало 2010 года, долг предприятия перед региональным бюджетом составлял около 100 млн рублей. Еще тогда, в 2010 году, региональные лесопромышленники, ранее сотрудничавшие с «Кировлесом», бунтовали – зачем, мол, нужен был посредник в лице «Вятской лесной компании»?

Кстати, кировские бизнесмены подчеркивают, что ВЛК заключила договоры о поставках сырья не только с «Кировлесом». «Мы подписали с ними договор о поставках березы. Но ни одной поставки не было», - пояснили представители фанерного комбината ЗАО «Красный якорь». Многие из местных лесопромышленников потом подтвердили, что из ФСБ и МВД им приходили запросы на получение информации о сотрудничестве с ВЛК.

В июле 2009 года всплывает интересный факт – в Кировской области был арестован руководитель региональных целевых программ Роман Шипов. На допросе он дал показания, что собирал средства с кировских предпринимателей для НКО «Фонд поддержки инициатив губернатора Кировской области», одним из основателей которого является Алексей Навальный. Навальный тут же заявил, что Роман Шипов никакого отношения к фонду не имел, а фонд рассылал письма бизнесменам с предложением участвовать в работе фонда только на добровольной основе.

То есть де-факто фонд был создан для того, чтобы обирать местных предпринимателей. Как мы видим, на эту роль вполне подошел Алексей Навальный.

Уже в августе 2009 года интерес к этому бизнес-проекту проявило следствие. В результате договор с ВЛК был разорван 11 августа 2009 года, после того как, по словам Опалева, к нему поступили служебные записки от начальников коммерческого отдела и службы безопасности, в которых его проинформировали, что ВЛК от совместного договора имеет 35% рентабельности, а «Кировлес» - убытки.

Месть Алексея Навального, по словам Опалева, не заставила себя ждать: последнего отстранили от должности, а впоследствии осудили на четыре года условно. Опалев подтвердил следствию, что до окончания сотрудничества с ВЛК он выполнял только указания Алексея Навального, рассчитывая на то, что департамент лесного хозяйства увеличит финансирование по госконтрактам с 13 млн рублей до 80 млн рублей, решит вопрос с арендой лесных участков и другие насущные проблемы.

9 декабря 2010 года материалы проверки были переданы в Следственное Управление РФ по Кировской области. О завершении проверки стало известно в конце января 2011 года, но уже 31 июля 2012 года Навальному были предъявлены обвинения по ч. 3 ст. 33, ч. 4 ст. 160 УК РФ (организация растраты чужого имущества в особо крупном размере).

Как известно, в январе 2013 года Главное следственное управление СК РФ завершило следствие по делу «Кировлеса», и 19 марта 2013 года Следственный комитет передал в Генеральную прокуратуру уголовное дело о хищении в ГУП «Кировлес». Теперь ждем решения суда, который состоится завтра.

В дополнение стоит вспомнить взломанную командой хакера «Хелла» переписку Алексея Навального с Никитой Белых, подлинность которой впоследствии косвенно подтвердили оба, но комментировать ее содержание отказались, взломанная информация была размещена на странице «Команды Хелла».

23 декабря 2010 года:     Никита Белых: Хай, браза. Хочу встретиться. Буду в Москве в воскресенье и понедельник Никита Белых: Алексей, ты не охренел, часом? Ты даже на мэйл не отвечаешь! Алексей Навальный: я тебе уже ответил. ты пишешь всё время одно и то же, но ничего не делаешь.  Вот например долг оставался $ 152. [поднимите руки те, кто считает, что речь не о тысячах - прим.] ты передал 40 Э 152 - 40Х1.32 = $100 и чо? мы уже много лет это обсуждаем. Спиртоводочный завод спи**или, а долгов не возвращаем [вероятно, речь идет об Уржумском или Яранском спиртзаводе - прим.] Никита Белых: Пошел ка ты на *уй! Спи**ивший спиртоводочный завод, лесопромышленник недоделанный! Еще и деньги за несделанную работу получить хочешь? Не все Гранты отработал? Никита Белых: Совсем себя звездным почувствовал! Тьфу! Любое желание общаться отпало, сам ху*рься с ментами и фсбшниками за свою "помощь лесному хозяйству" Кировской области [а вы думали, кто закрывал все дела на Навального в Кирове? - прим.] Никита Белых: Нет никаких долгов - забудь. Не умеешь ценить хорошего отношения - *бись сам. И эти деньги тоже верни на всякий случай…