Продажи китайских автомобилей в России, похоже, достигли пика, так как внутреннее производство восстанавливается после оттока западных автопроизводителей. Но недавний рост рынка может замедлиться, поскольку цены на импорт и процентные ставки начинают кусаться, прогнозирует Reuters.
По оценкам агентства, российский авторынок и роль Китая на нем стабилизировались после почти двух лет потрясений, вызванных международными санкциями и бегством западных брендов. Но сектор, в котором в 2022 году продажи упали почти на 60%, а производство — до постсоветского минимума, все еще далек от уровня двухлетней давности. Продажи и объем производства в 2023 году будут одними из самых низких за последние десять лет.
По данным агентства «Автостат», до феврале 2022 года продажи новых китайских автомобилей занимали менее 10% российского рынка, в августе этого года их доля достигла почти 56%. Однако в сентябре опустилась до 53%. Цифры включают как импортные поставки, так и автомобили, произведенные внутри России.
Китайские автопроизводители, такие как Haval, Chery и Geely, извлекают выгоду из ухода западных игроков. По данным китайской таможни, Россия стала крупнейшим экспортным рынком автомобилей Китая. В январе–октябре 2023 года общая стоимость этих поставок составила 9,4 миллиарда долларов против 1,1 миллиарда долларов за тот же период 2022-го.
В целом, ежемесячные продажи автомобилей в России сейчас более чем вдвое превышают показатели годичной давности, свидетельствуют данные «Автостата». По оценкам Росстата, производство автомобилей в сентябре выросло почти в три раза по сравнению с началом осени прошлого года.
Китайские автопроизводители сыграли решающую роль в этом процессе, но сейчас наметился предел для их дальнейшего расширения в секторе, заявил Reuters исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
«Рынок достиг состояния равновесия — основные китайские бренды пришли в Россию, и отложенный спрос удовлетворен», — уточнил он.
«Автоваз» удовлетворяет спрос на дешевые автомобили, а китайские бренды заполняют нишу более дорогих моделей, оставленную западными производителями, добавил эксперт.
«Рост отложенного спроса, начавшийся в конце весны и продолжавшийся до августа, в сентябре начал выдыхаться», — соглашается профессор МГУ экономист Наталия Зубаревич.
Дополнительно угнетают спрос четыре последовательных повышения процентных ставок с июля (до 15%), что делает автокредиты более дорогими, указала она. Подорожал также импорт из-за ослабления рубля в этом году, что привело к снижению закупок китайских автомобилей.
На прошлой неделе «АвтоВАЗ» понизил прогноз производства 400 тысяч автомобилей Lada в 2023 году (почти на 10%) в ответ на введенные в сентябре санкции США против компании. «Рынок находится в крайне нестабильном, шатком состоянии», — заключила Зубаревич.