Ранее «Ридус» рассказывал, что мир стремительно захватывает бум беспилотных истребителей, работающих совместно с пилотируемыми самолётами и уже получивших классификацию «лояльный ведомый».
Такое направление стоит особняком от всеобщего помешательства на беспилотниках, поскольку в данном случае речь идёт не о дешёвых жужжалках с «билетом в один конец», а о полноценных автономных боевых летательных аппаратах, управление которыми осуществляется находящимся в удалённом пилотируемом самолёте пилотом или вовсе искусственным интеллектом.
Граница между человеком-солдатом и боевым роботом, о непреодолимости которой долгое время говорили все кому не лень, разрушилась в кратчайшее время. Какими могут оказаться последствия долго копившегося и резко произошедшего перехода, можно будет увидеть сразу после начала новой большой войны, вероятность избежать которую неуклонно стремится к нулю — не без нашей общей помощи.
X-BAT
В среду американская компания Shield AI, один из лидеров оборонной промышленности США, представила новый истребитель X-BAT. По заявлению разработчиков, аппарат может летать без пилотов и взлётно-посадочных полос, стартуя с островов и кораблей. Причём не только военных, но и гражданских, имеющих хотя бы небольшую часть ровной палубы.
Как рассказал в интервью изданию Business Insider старший вице-президент по авиастроению компании Shield AI Армор Харрис, мозгом нового самолёта является разработанный компанией Hivemind искусственный интеллект. По словам Харриса, это «тот же проверенный в боях пилот-ИИ, который использовался для пилотирования модифицированного F-16 в воздушном бою». Имеется в виду знаменитое испытание 2024 года.
В прошлом году во время учений управляемый искусственным интеллектом испытательный самолёт X-62A с изменяемой лётной моделью (VISTA), являющийся модифицированным F-16, сошёлся в схватке с пилотируемым истребителем.
При этом в других симуляциях ИИ сразу же превзошёл пилота-человека. Однако это был совсем другой тест, связанный с реальными самолётами. Тогдашний министр ВВС США Фрэнк Кендалл находился на специальном месте в беспилотном истребителе в качестве пассажира и наблюдателя.
Роботы могут всё
Работающий на базе Hivemind новый X-BAT может выполнять миссии без участия пилота и передвигаться без GPS или надёжной связи. Системы на базе искусственного интеллекта считаются необходимыми для прорыва через спорные районы, где традиционные пилотируемые самолёты подвергаются недопустимым рискам уничтожения противником. Беспилотные истребители не связаны конструктивными ограничениями, которые призваны защитить пилота-человека. Прежде всего это касается запредельных перегрузок, пережить которые не может ни один пилот.
«В отличие от традиционных пилотируемых самолётов, X-BAT освобождает пилотов для миссий, требующих критического человеческого суждения, что является существенным преимуществом в современных быстро меняющихся и непредсказуемых зонах конфликтов», — отметили в Shield AI.
Человек дороже машины
По словам Харриса, X-BAT может выступать в роли ведомого беспилотника, тесно взаимодействуя с пилотируемыми истребителями, защищая их и расширяя общую боевую мощь.
ВВС крайне заинтересованы в том, что автономные беспилотные летательные аппараты могут дать Вооружённым силам. Прогнозируются хорошие перспективы совместных боевых самолётов (CCA), которые могут летать бок о бок с пилотируемыми истребителями.
На первом этапе ВВС США выбрали компании General Atomics Aeronautical Systems и Anduril Industries для разработки двух прототипов, о которых «Ридус» рассказывал ранее. Обе машины получили уникальные обозначения «истребительный дрон». По словам Харриса, X-BAT создан для того, что произойдёт после этапа разработки Increment 1.
Он отметил, что данный этап программы сыграл основополагающую роль, и теперь X-BAT выходит за рамки привычного, предлагая передовые возможности радиоэлектронной борьбы, большую грузоподъёмность и увеличенную дальность. Это позволяет командирам боевых подразделений вести огонь и оказывать воздействие на большие расстояния, распределённые по географическим зонам. Американские военные понимают, что именно в данной области у них имеются серьёзные пропуски, а новые системы дают им возможность наверстать упущенное.
Отчасти спрос на ССА обусловлен доступной ценой. Это боевые платформы, способные поддерживать и при необходимости заменять пилотируемые истребители, которые стоят дороже. В конечном итоге их будет гораздо меньше. Отдельный момент — это стоимость подготовки человека-пилота, которая зачастую превосходит стоимость самого самолёта.
В Shield AI уверены, что новая конструкция X-BAT «обеспечивает высокие возможности за малую часть стоимости традиционных истребителей».
Пополнение флота такими летательными аппаратами создаёт более крупный и устойчивый флот, способный выдерживать удары без серьёзных потерь пилотов или катастрофической утраты самолётов, что необходимо для высокоинтенсивных боёв на равных. По данным Shield AI, подобные беспилотные самолёты «меняют способы ведения и поддержания будущих конфликтов».
Перелом произошёл
В 2024 году Кендалл заявил, что «соревнование ИИ, по сути, определит, кто победит на следующем поле боя». По его словам, воздушный бой F-16 с искусственным интеллектом стал «переломным моментом», ознаменовавшим переход от автономного воздушного боя, который был лишь «далёкой мечтой», к его воплощению в реальность.
Компания утверждает, что X-BAT разработан, чтобы «США и их союзники могли идти в ногу со временем на поле боя в условиях стремительных технологических изменений».
Робот-пилот, для которого нет границ
Ключевым преимуществом X-BAT является гибкость. Shield AI заявила, что летательный аппарат обладает вертикальным взлётом и посадкой, а его дальность составляет 3704 километра, что «позволяет запускать его с кораблей, островов, танкеров и контейнеровозов». Такая дальность может оказаться ценной для преодоления «тирании расстояний» в обширном Индо-Тихоокеанском регионе на фоне растущей обеспокоенности по поводу конфликта с Китаем.
В Shield AI заявили, что это единственная платформа в своём классе, объединяющая данные функции.
По словам Харриса, крупнопалубные десантные корабли могут вместить до 60 экземпляров X-BAT. Однако такие самолёты, имеющие небольшие размеры и не требующие взлётно-посадочной полосы, могут запускаться с нетипичных судов, «давая командирам возможность проецировать боевую авиацию практически из любой точки мира».