Военное дело

Роботы в небе: состоялся первый полет ведомого беспилотного истребителя

0 3218

Ранее мы не раз обращали внимание на то, что использование беспилотных истребителей под управлением экипажа пилотируемого самолета (выполняющего роль квотербека), имеет все шансы стать новой и главной тактикой боевой авиации в XXI веке. Как минимум, разработкой соответствующих беспилотных истребителей в последнее время занимаются многие государства, такие как США, Китай, Россия и страны ЕС. Однако до какой-либо реальной демонстрации полетов беспилотных самолетов, управляемых пилотируемыми дело не доходило ни у кого. И вот, ситуация, похоже, изменилась…

Первый, пошел

27 августа 2025 года ВВС США объявили, что прототип боевого самолёта совместного использования (CCA) YFQ-42A компании General Atomics совершил первый полёт с испытательного полигона в Калифорнии. Это событие произошло менее чем через два года после запуска. Целью полёта стала оценка лётной годности, автономности и интеграции систем выполнения задач.

YFQ-42A. © wikipedia.org

Программа направлена ​​на разработку беспилотных истребителей, которые будут эксплуатироваться с современными самолётами пятого поколения, такими как F-22 и F-35, а также с планируемой платформой Next Generation Air Dominance (NGAD). Программа CCA описывается как важнейшая часть семейства систем NGAD и представляет собой переход к итеративным графикам закупок, призванным снизить затраты и ускорить развёртывание.

YFQ-42A

YFQ-42A относится к семейству проектов Gambit компании General Atomics и создан на основе демонстратора станции внекорабельного зондирования XQ-67A. Он включает в себя структурные и аэродинамические изменения для повышения скорости и маневренности, включая удлиненный фюзеляж, узкие крылья, форсированный воздухозаборник двигателя, V-образное хвостовое оперение и внутренний отсек, предназначенный для двух ракет AIM-120 AMRAAM.

YFQ-42A классифицируется как прототип, представляющий собой образец для производства, где «Y» указывает на предсерийный статус, «F» — на истребитель, «Q» — на беспилотный самолет, «42» — порядковый номер проекта, присвоенный в этой категории, а «A» означает, что это первая версия или серия данного проекта. Итак, YFQ-42A буквально означает: «Прототип, Истребитель, Беспилотный летательный аппарат, Номер проекта 42, Серия A». Ядро автономности системы ранее было всесторонне протестировано на MQ-20 Avenger, что дало платформе основу для полуавтономных операций.

Испытания

Первоначальный полет последовал за подготовительной кампанией, которая началась с наземных испытаний в мае 2025 года, после официального обозначения как YFQ-42A, так и YFQ-44A компании Anduril 3 марта 2025 года. ВВС выбрали обе фирмы в апреле 2024 года для создания прототипов после сокращения выбора из пяти поставщиков. К ноябрю 2024 года оба проекта прошли критические обзоры дизайна, и вскоре после этого началась сборка. Тесты включают в себя испытания под руководством поставщика, независимые оценки на авиабазе Эдвардс в Калифорнии и эксплуатационные оценки с экспериментальным операционным подразделением на авиабазе Неллис в Неваде. Авиабаза Бил была определена в качестве предпочтительного места для первого подразделения готовности самолетов, предназначенного для поддержки флотов CCA в поддержку концепций гибкого боевого применения. Эти концепции требуют самолетов, способных развертываться в суровых условиях с ограниченной инфраструктурой.

Главные игроки

General Atomics подчеркивает, что ее промышленные мощности являются ключевым фактором в программе. Завод компании в Поуэе, штат Калифорния, занимает площадь 5 миллионов квадратных футов и ежегодно производит более 100 самолетов. Компания заявляет, что поставила более 1200 беспилотных систем и налетала почти девять миллионов часов на своих самолетах, причем более 50 из них находятся в воздухе по всему миру в любой момент времени. Эти цифры используются для иллюстрации ее готовности к масштабному производству самолетов YFQ-42A для удовлетворения потребности ВВС в более чем 1000 CCA. Первый шаг может включать поставку от 100 до 150 самолетов, а будущие шаги предоставят дополнительные варианты. Хотя платформы не считаются расходными материалами, их более низкая прогнозируемая стоимость около 25–30 миллионов долларов за единицу по сравнению с пилотируемыми истребителями делает их более приемлемыми для риска в условиях боевых действий.

Anduril YFQ-44A, который является другим проектом Increment 1, основан на платформе Fury, разработанной Blue Force Technologies. Он имеет трапециевидные крылья, установленный в подбородке воздухозаборник, крестообразный хвост и внешние точки подвески вооружения. Отчеты описывают его как 6,1 метра в длину, с размахом крыльев 5,2 метра, оснащенный турбовентиляторным двигателем Williams FJ44-4M с тягой 4000 фунтов и способный развивать скорость, близкую к 1 Маха, и маневрировать с перегрузкой до 9g. ВВС США заявили, что прототипы YFQ-42A и YFQ-44A строятся и летают до принятия решения о производстве в 2026 финансовом году.

Двигатель FJ44-3ATW. © wikipedia.org

Начальная эксплуатационная готовность победившей платформы или комбинации обоих проектов запланирована на 2030 год. ВВС ожидает, что эти самолеты увеличат огневую мощь и гибкость, дополнив ограниченное внутреннее размещение вооружения истребителей-невидимок и увеличив их боевой радиус.

Курс на беспилотную авиацию

Инициатива CCA связана с более ранними демонстрациями технологий, такими как программа XQ-58A Valkyrie и X-62 VISTA, в рамках которой проводились испытания автономного полета в условиях боевого моделирования. Она также основана на программе DARPA Off-Board Sensing Station, которая легла в основу проекта XQ-67A, лежащего в основе YFQ-42A. Цели программы включают модульную конструкцию, быструю адаптируемость и архитектуру открытой системы, которая может интегрировать новые пакеты миссий по мере их появления. ВВС прогнозируют, что CCA первоначально будут выполнять миссии «воздух-воздух», но позже могут взять на себя функции радиоэлектронной борьбы, ударов, разведки и логистики. На международном уровне другие страны, включая Австралию, Китай, Японию, Индию, Турцию и Великобританию, разрабатывают аналогичные программы, что подчеркивает глобальную тенденцию к объединению беспилотных летательных аппаратов с пилотируемыми платформами. General Atomics также объявила о планах адаптации YFQ-42A для европейских заказчиков при поддержке своего немецкого филиала GA-ATS.

С прицелом на войну с Китаем

Ожидается, что программа CCA стартует в 2026 финансовом году, потенциально сосредоточившись на более простых и недорогих конструкциях, которые можно будет производить в больших количествах. Военные игры показывают, что большее количество менее сложных платформ может быть более эффективным в сценариях Индо-Тихоокеанского региона, чем меньшее количество сложных современных систем. В целом, программа предполагает создание парка, размер которого обеспечит два беспилотных самолета на каждый современный пилотируемый истребитель.