Общество

Рокфеллеры срочно избавляются от нефти

3 3559

Семейный фонд Рокфеллеров намерен как можно быстрее вывести свои инвестиции из компаний, занимающихся добычей нефти и угля. В частности, речь идет об ExxonMobil, говорится в заявлении фонда.

Причиной такого решения стал тот факт, что компания ввела общественность в заблуждение относительно рисков изменения климата.

Поведение ExxonMobil, являющейся крупнейшей мировой нефтяной компанией, инвесторы назвали «морально предосудительным».

Заявление конкретно Рокфеллеров довольно неожиданное, учитывая историю создания их империи, однако они, очевидно, решили идти в русле императива всей современной западной этики: что честным быть выгодно, говорит эксперт Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин.

«В последние десятилетия любой бизнес на Западе, особенно крупный, чтобы быть успешным, просто вынужден создавать гуманистический, филантропический имидж. Это значит не инвестировать в отрасли или компании, где используется детский или нелегальный труд, которые плохо относятся к экологии и т. д. Также там косо смотрят на инвестиции в страны, правительства которых считаются недемократическими», — сказал Зудин «Ридусу».

Развитые страны Запада, за редким исключением, в эти же десятилетия стремительно «левеют», сдвигаясь к социалистической модели с ее главным требованием — «делиться надо». Поэтому поступок Рокфеллеров — это знак того, что они не собираются плевать против ветра. Если бы они это делали, они не были бы Рокфеллерами.

Моральные соображения и миллиардеры — две вещи несовместные, но при одном условии: до тех пор, пока репутация не становится материальным ресурсом.

Понятие «социально-ответственный бизнес» возникло именно по этой причине. Это и есть основное отличие постиндустриальной экономики от экономики «дикого капитализма» (хорошо известного россиянам по 1990-м годам).

Крупные, а особенно сверхкрупные, западные бизнесмены поэтому очень щепетильно относятся к своей репутации — потому что любая имиджевая ошибка может стоить им миллиардов долларов, учитывая масштабы их предприятий. Они отчисляют крупные суммы на благотворительность, на поддержку программ для слаборазвитых стран, но вовсе не потому, что они такие белые, пушистые и думающие о жизни после жизни.

«Никого не удивляет, когда время от времени вскрывается, что „зеленые“ и „ориентированные на христианские ценности“ компании в то же время эксплуатируют труд нелегальных мигрантов, причем не обязательно где-то в Мьянме, а у себя на родине», — говорит политолог.

Например, спортивная фирма Nike и компания по производству детского питания Nestle были пойманы за руку на использовании детского труда в африканских sweatshops — потогонных цехах.