Глава Роспотребнадзора Анна Попова считает, что все лекарства должны продаваться только по рецепту. Об этом она сообщила ТАСС в рамках Петербургского международного экономического форума.
«Все лекарства должны отпускаться по рецепту врача», — сказала Попова.
Пациент должен принимать лекарства, назначенные ему квалифицированными специалистами — врачами, а не по собственному желанию или совету сотрудника аптеки, подчеркнула она. При этом необходимо соблюдать дозировку и режим приема лекарства, добавила глава Роспотребнадзора.
Предложение Поповой не лишено здравого смысла, но его надо четко разделить на две части: легкость доступа россиян к лекарствам и дисциплина пациентов, когда речь идет о выполнении предписаний врачей, указывает завлабораторией Центрального Института эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Платонов.
«Сейчас человек приходит в аптеку, когда у него что-то заболело, и просит „что-нибудь от кашля“, например. И аптекарь, по сути, выполняет функцию врача, советуя покупателю то или иное лекарство. Но беда в том, что аптекарь — в первую очередь продавец, он заинтересован в том, чтобы впарить покупателю лекарство не эффективнее, а подороже. А на фармарынке цена и эффективность лекарства совершенно не коррелируются», — сказал Платонов «Ридусу».
Фармацевты наизусть знают таблицы сравнения стоимости аналогичных по воздействию лекарств, которые при этом отличаются по цене на порядки. Например, дифлюкан стоимостью 480 рублей имеет полный аналог флуконазол по цене 20 (двадцать) рублей. Или известный всем санорин (100 р.) легко заменяется нафтизином по 7 руб. (!!!) за тот же объем (цены 2015 года).
Если рецепт будет выписан именно на дешевый препарат, то аптекарю уже будет невозможно и незаконно продать человеку дорогой аналог.
То, что предлагает Анна Попова, по большому счету только выгодно потребителям, так как защищает и их кошельки, и их право на адекватное лечение. Беспокоит же инициатива Роспотребнадзора по другой причине.
«Если все лекарства, даже повседневного спроса — типа таблеток от головной боли — будут продаваться только по рецепту, это вызовет коллапс системы поликлиник в России. Врачей не хватает катастрофически; даже с серьезными заболеваниями люди сидят в поликлиниках в очередях часами, а иногда и сутками. Если вынудить людей идти к врачу, чтобы получить разрешение купить простой активированный уголь, то в поликлиниках просто возникнет мертвая пробка, как на узком шоссе в час пик», — опасается Патонов.
С другой стороны, возможен компромисс, когда врач, зная, что у пациента головная боль носит хронический характер (например, от переутомления на работе и духоты в офисе), он может выписать «долгоиграющий» рецепт, продлять который надо будет раз в несколько лет — своего рода аналог автомобильного ТО.
В ряде стран, в тех же США, действует именно такая система. Там самолечение невозможно в принципе, и медицина в Штатах — серьезный бизнес, наравне с юриспруденцией. Американцу точно так же не придет в голову выбирать лекарства в аптеке «на свое усмотрение», как подавать иск в суд без адвоката. В США вообще не существует такого понятия, как бесплатная медицина, поэтому за свою головную боль американцы платят по полной.
Соседняя же со Штатами Канада, напротив, гордится своим «завоеванием социализма» — бесплатной (условно) медициной. Правда, качество этой бесплатной медицины таково, что воспользоваться ею рискуют только самые обездоленные жители страны. Канадские врачи в поликлиниках даже не всегда отягощают себя трудом надеть белый халат и принимают больных в джинсах и футболках.
В России пока действуют обе схемы: можно пойти к врачу в его приемные часы бесплатно и получить трехминутную «консультацию», высидев трехчасовую очередь. А можно пойти к тому же врачу в «коммерческую» клинику и полчаса вести с ним беседы про жизнь в кабинете с аквариумом на всю стену.