Несмотря на иллюзию избытка мигрантов на территории России, экономические реалии свидетельствуют об обратной картине: в стране некому работать. В силу сложившейся демографической ситуации в РФ фактически не хватает трудоспособного населения для поддержания функционирования экономики даже в ее нынешнем состоянии.
Некому работать
Количество вакансий на портале HeadHunter этим летом увеличилось на 61% по сравнению с летом 2021-го, при том что количество резюме возросло лишь на 15%.
Примечательно, что основная потребность в рабочей силе приходится на людей, работающих руками. По данным HeadHunter, около 70% вакансий приходится на производство, строительство и транспорт. Неменьший дефицит кадров наблюдается и в сфере продаж и обслуживания. Наибольшие кадровые сложности испытывают работодатели в Уральском и Дальневосточном федеральных округах.
На проблему дефицита рабочих рук обратил внимание уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов в ходе Восточного экономического форума во Владивостоке. По его мнению, решение проблемы возможно только благодаря привлечению дополнительной иностранной рабочей силы, причем с условием расширения географии источников ее происхождения.
По мнению омбудсмена, необходимо упростить условия трудовой миграции в Россию для жителей Юго-Восточной Азии.
«Индикаторы бизнес-климата демонстрируют рост и превысили допандемийный уровень. Но рост экономики сталкивается с беспрецедентным дефицитом кадров. Недавний опрос нашего Института экономики роста имени Столыпина показал, что почти у трети предпринимателей выпуск продукции тормозится из-за недостатка рабочей силы, несмотря на наличие спроса. Ожидать изменений к лучшему пока не приходится», — заявил Борис Титов.
Проблема осложняется тем, что удовлетворить кадровый голод за счёт мигрантов из стран СНГ уже невозможно. Все, кто хотел приехать оттуда на работу в Россию, уже приехали, к тому же сегодня для жителей Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана активно открываются рынки труда ОАЭ и ряда других стран с гораздо более привлекательными условиями.
Расширение географии
В сложившейся ситуации, по мнению Титова, решением проблемы может стать расширенное привлечение рабочей силы из стран с визовым режимом въезда. На них сегодня приходится не более 5% потока трудовых мигрантов в Россию. В первую очередь, это страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока — Индия, Сирия, Бангладеш, Пакистан, Филиппины и другие.
Сложный путь
На сегодня поток трудовых мигрантов, приезжающих в Россию, подразделяется на три категории. В первом случае это выходцы из стран Евразийского экономического союза (Беларуси, Киргизии, Казахстана и Армении), имеющие возможность работать без патента.
Вторая категория — это граждане «безвизовых» стран — Таджикистана, Узбекистана, Молдавии, Азербайджана и Украины. Им для работы в РФ требуется получить трудовой патент.
Для представителей третьей — «визовой» — категории иностранных работников условия оформления и легализации гораздо сложнее. Работодателю необходимо получить в МВД разрешение на привлечение иностранных работников, затем индивидуальное разрешение на работу для каждого, далее требуется оформить для каждого человека приглашение на въезд, после чего он может получить однократную рабочую визу в консульстве России в своей стране.
Упрощение сложного
«Можно приравнять „визовых“ к „безвизовым“, то есть заменить для них разрешение на работу выдачей патента. При условии, что работник прибывает на работу на срок не более года и его заработная плата не превышает среднеотраслевую по России. Оформление виз для групп трудовых мигрантов можно перевести в онлайн-режим по заявлению работодателя, с заполнением информации как на русском, так и на других языках»,— предлагает Борис Титов.
По мнению омбудсмена, прочие условия стоило бы приравнять к тем, которые распространяются на граждан стран ЕАЭС. Это означает, что в течение 30 дней после прибытия в РФ работник должен пройти медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию.
Также, полагает Титов, для мигрантов из визовых стран, прибывающих на работу на срок менее года, как и для граждан стран ЕАЭС, целесообразно отменить требование сдачи экзаменов по русскому языку, истории, основам права.
«Конечно, с правительствами трудоизбыточных стран нужно прорабатывать системные договоренности на этот счет. Поскольку программы временной миграции рабочей силы предполагаются краткосрочными (до года), подразумевается периодическая ротация людей. А значит, на той стороне должны быть к этому готовы», — резюмирует Борис Титов.