Военное дело

Российская армия получит ударные беспилотники к 2020 году

2 430

Эти машины способны в автономном режиме преодолевать огромные расстояния, сутками находиться в районе предполагаемых военных действий и при первой необходимости нанести сокрушительный удар высокоточными ракетами и бомбами.

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) уже нельзя назвать новым словом в военной технике — их разработкой во мире занимались с 70-х годов двадцатого века. Но своего расцвета как боевое средство они достигли не так давно, в частности, в войне 1991 года в Персидском заливе, где против Ирака США применили несколько типов беспилотных разведчиков. Применение лишь одного БПЛА Global Howk позволило американцам обнаружить и потом уничтожить более 10 зенитно-ракетных батарей, около 70 автомашин и 300 танков иракской армии всего за 20 боевых вылетов.

В то же время, Россия была одним из мировых лидеров по разработке беспилотных летательных аппаратов — одних воздушных разведчиков Ту-143 в 80-е годы прошлого века было выпущено почти тысяча экземпляров, а также был создан знаменитый многоразовый космический корабль «Буран», который совершил свой первый и единственный полет в целиком беспилотном режиме.

Но на этом развитие беспилотной авиации практически сошло на нет — у Минобороны не было ни средств, ни идеологических предпосылок для заказа такой техники.

Уже в 2008 году Минобороны объявило о начале программы стоимостью в 5 миллиардов рублей по созданию современных образцов разведывательных беспилотных комплексов, но выполнить ее не получилось — ни один представленный в ее рамках отечественный образец БПЛА не соответствовал техзаданию военного ведомства и не выдержал испытаний. В итоге необходимую технику и лицензию на ее производство России пришлось купить у израильской фирмы IAI — это беспилотники BirdEye 400 и Searcher Mk II. Сумма заказа превысила 400 миллионов долларов. Стороны договорились об их лицензионном производстве на ОАО «УЗГА» в России — предприятии, входящем в холдинг «Оборонпром».

1 BirdEye 400 2 Searcher Mk II.

В рамках аэрокосмического салона в подмосковном Жуковском МАКС-2007 в закрытой части экспозиции авиастроительная корпорация «МиГ» показала свой ударный беспилотный комплекс «Скат» — летательный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло».

3 "Скат"

«Скат», сообщили разработчики, предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых действий. Его максимальная взлетная масса — 10 тонн, дальность полета — 4 тысячи километров, скорость полета у земли — не менее 800 километров в час. Он сможет нести две ракеты класса «воздух-земля»/«воздух-РЛС» или две корректируемые авиабомбы общей массой не более тонны.

Годом позже о возможности создания ударного беспилотного аппарата заявило КБ «Яковлев», базой этого дрона был выбран новейший учебно-тренировочный самолет Як-130, а проект получил название «Прорыв». У базового самолета великолепные летные качества — он способен безопасно летать на углах атаки до 40 градусов с изменением скорости от 200 до 800 километров в час. Машина может самостоятельно корректировать ошибки пилотирования обучаемого пилота. В случае, если летчик по каким-то причинам потеряет контроль за самолетом, Як-130 по сигналу с земли самостоятельно совершит посадку на аэродром.

В российских ВВС считают что Як-130 станет не только учебно-тренировочной машиной, но и легким ударным штурмовиком. По массогабаритным характеристикам и дальности полета Як-130 аналогичен «Скату», но, в отличие от второго, уже выпускается серийно и стоит на вооружении ВВС, это позволяет надеяться, что планы его переоборудования в беспилотный ударный комплекс реальны.

Свой проект беспилотного ударного комплекса показало и КБ Сухого. Его предполагаемое название — Х-40. Об этом БПЛА известно, что в своей конструкции он, вероятно, унаследует «родовые черты» знаменитых истребителей марки Су и, видимо, переймет у старших братьев и элементы автоматизации полета и боевого применения.

4 Як - 130

Нелегкий взлет

Сегодня тема создания ударных БПЛА, как и раньше, находится в тени более амбициозных и экономически выгодных «пилотируемых» проектов. Кроме чисто экономических причин, у этого есть и еще одно объяснение — чтобы поднять почти что игрушечный самолетик в воздух, его нужно сертифицировать почти как пассажирский авиалайнер, а его полет — регламентировать, как будто он будет кружить не над глухим участком тайги, а полетит по оживленному трансатлантическому маршруту. В конце концов, беспилотники запутались в бумагах, и работать с ними стало неинтересно.

Именно поэтому Минобороны активно закупает «маленькие» тактические беспилотники, способные подсказать командиру подразделения, что делается за соседним леском или горкой. Об оперативно-тактических, способных быть целеуказателями для артиллерийских и ракетных систем, практически ничего не говорится. Также, как и о существовании стратегических ударных комплексов.

Министерство обороны долгое время не уделяло внимания этой теме. По большим беспилотникам задела практически не было. Необходимые работы были инициированы военными лишь два года назад.

Как выяснил телеканал ЗВЕЗДА, ударные беспилотники в России есть. 28 июня 2013 года на полигоне «Алабино» в Подмосковье министру обороны были показаны более 10 беспилотных систем отечественного производства. Часть из них находилась на открытых площадках, часть в армейских палатках — это была закрытая экспозиция для специалистов. В одной из таких палаток, как рассказывают в Минобороны, министру был показан новейший российский БПЛА на солнечных батареях. Из-за своих огромных размеров машину в Подмосковье не привезли, и ее презентация шла с одного из предприятий по видео. Возможно, что это как раз и был тот первый ударный стратегический беспилотник, которого так ждет Минобороны.

5 "Дозор 600"