Наука и техника

Российская наука: инвестировать нельзя плюнуть

1 266

Спешим успокоить – стратегическая важность науки не забыта, и ее развитие теперь принимает первостепенное значение в переформатировании нашей экономики на инновационные рельсы.

В ходе своего выступления на заседании Совета по науке и образованию Владимир Путин заявил о продолжении реформы научных организаций Российской Федерации и призвал ученых и инженеров помочь стране стать лидером в области технологий будущего. Все выступление в целом можно назвать сигналом научным сотрудникам в духе «вы главное развивайте нашу науку, а мы готовы вас всячески поддерживать и способствовать новым достижениям». Так, Путин развеял сомнения некоторых паникеров, которые уже предрекли снижение финансирования науки в угоду увеличению расходов на военную сферу. Сокращения финансирования не будет и даже более того – Кремль и правительство готовы к увеличению денежного вознаграждения для ученых, что подтверждает следование майским указам Путина в соответствии с которыми, заработная плата научных работников должна достичь к 2018 году 200% от среднего по промышленности показателя.

«Несмотря на текущие сложности, мы не будем сокращать объемы финансирования науки. Общий объем финансирования программы фундаментальных научных исследований на период до 2020 года составляет более 834 млрд рублей» - сказал президент.

В соответствие с "дорожной картой" на 2014 год зарплата ученого должна быть не меньше 97% от средней по промышленности. И эта цель не только достигнута, но увеличение зарплат происходит даже быстрее предусмотренного графика т.к. в 3-м квартале нынешнего года в целом по всем научным учреждениям зарплата составила 117% от среднего показателя по промышленности. В общем, стратегическое значение научных разработок у нас понимают и даже в кризис экономить на фундаментальной науке не собираются. Ученым фактически дают карт-бланш и теперь многое будет зависеть исключительно от них, ведь в условиях санкций нам необходимо срочно перейти к стратегии импортозамещения. Как справедливо отметил Путин: «Мы столкнулись с определенными вызовами, имею в виду ограничения, связанные с передачей нам современных технологий. Это не очень хорошо, но в чем-то, может быть, нам на руку. Если раньше легче было что-то купить, то теперь нужно будет вложить определенные средства, чтобы создать самим».

Наши ученые некогда и без всяких условий научные подвиги совершали, в блокадном Ленинграде, например, в годы Великой отечественной войны, научные сотрудники сами умирая от голода, сохранили золотой фонд семян. Они понимали, что их задача заключается в том, чтобы сохранить науку для будущих поколений. Сегодня никто голодать не заставит, а наоборот создают все условия для развития. Тем более многое делается для того, чтобы и молодые ученые могли занять хорошие позиции, в то время как раньше «лицо науки» представляли собой в основном пожилые люди.

Путин отметил, что в последнее время система управления наукой совершенствуется. «Расширяются права научных коллективов и институтов, они смогут самостоятельно выбирать своих руководителей. Созданы условия и для прихода на управленческие должности молодых профессионалов» - указал он.

Что касается расширившихся возможностей для сравнительно молодых ученых, то знаковым в этой связи является правительственный закон об обязательном прохождении научными работниками конкурса при приеме на работу, принятый недавно Госдумой в третьем, окончательном, чтении. Новые положения вступят в силу с 1 января и согласно ним помимо конкурса, вводится обязательная аттестация для профессорско-преподавательского состава и, что самое важное, наконец появится возрастной ценз для руководства научных организаций. Теперь пост руководителя или его заместителя смогут занимать ученые не старше 65 лет. А продление с ними договора возможно только до достижения ими 70-летнего возраста. С уважением относясь к заслугам и опыту заслуженных профессоров, все таки нужно понимать, что у человека 80 лет по объективным причинам не может быть столько энергии, необходимой не просто для руководства научным подразделением, а для его эффективного развития и внедрения новаторских методик.

Говоря о науке, нельзя не сказать о реализации принятой в прошлом году реформы РАН, у которой изначально было довольно много противников. Сейчас первый годичный этап реформы фактически завершился. Все имущество было передано в управление Федеральному агентству научных организаций (ФАНО), объединили три академии, приняли новый устав. Разделение полномочий между РАН и ФАНО задумывалось по следующему принципу: ученым – наука, а административную нагрузку возьмут на себя управленцы, в лице квалифицированных менеджеров из ФАНО. Идея сама по себе вполне рациональная, но вполне понятно, что потребуется как минимум несколько лет для того, чтобы разделение полномочий и взаимодействие между РАН и ФАНО стали идеально отлаженным и бесперебойно работающим механизмом. Для этого и нужен второй этап, углубляющий фундамент, который был заложен за прошедший год.

По словам президента РАН Владимира Фортова «первый этап прошел для науки и для ученых относительно безболезненно». В целом произошедшие изменения действительно устраняют конфликт интересов, существовавший в РАН, где ранее были совмещены функции распределения и расходования средств. Теперь же, новым инструментом грантовой поддержки науки стал Российский научный фонд. Помимо этого, в связке РАН – ФАНО недавно заработали четыре новые отдельные научные программы: Арктика, медицинские науки, математическое моделирование и оборонные исследования. То есть расширяется перечень дисциплин по которым молодые ученые могут проводить свои исследования. Ну, а важность и своевременность изучения вопросов, связанных с Арктикой, сегодня невозможно недооценивать.

Некоторые трудности с самого начала возникли с вопросом о том, кто должен распоряжаться имуществом подведомственных ранее трем Академиям (РАН, РАМН и РАСХН) научных институтов. Еще 31 октября 2013 г. Путин ввел мораторий сроком на один год на сделки с имуществом академического комплекса и кадровые изменения. Эта отсрочка была необходима для того, чтобы проработать шаги по обеспечению дальнейшего функционирования институтов, ранее находившихся под управлением РАН, РАМН и РАСХН. Года не хватило, и в ходе заседания Совета по науке и образованию, Путин в очередной раз пошел ученым на встречу и предложил продлить мораторий еще на год. Это предложение встретило полную поддержку руководства РАН: «Введение первичного моратория кардинально оздоровило ситуацию. Мы считаем, что предложение <...> было бы очень полезно» - подчеркнул Фортов.

В общем и целом, реформа идет своим чередом, а государство при этом готово вкладывать немалые средства в развитие научного потенциала страны. Нам нужны инновации, нужны собственные технологии, которые ликвидируют зависимость от западных, и всего этого мы можем достичь именно с помощью развития научной отрасли. Говоря словами Путина «Фундаментальная база, научные заделы - это важнейшие ресурсы развития страны. Нужно ими эффективно распоряжаться». И здесь не поспоришь.